ЦИАТИМ 221: если по ГОСТ, то весьма качественно

ЦИАТИМ 221: если по ГОСТ, то весьма качественно

При взгляде на цифровой индекс, создается впечатление, что данный продукт является развитием легендарного ветерана ЦИАТИМ 201. На самом деле 221-й гораздо ближе к самолетным технологиям, название разработчика обязывает.

Центральный институт авиационных топлив и масел действительно создавал эту смазку преимущественно для использования в воздухе. Это подтверждает одно из свойств ЦИАТИМ 221: надежная работа в разреженном воздухе, и даже в глубоком вакууме.

Под стать характеристикам, и заоблачная цена: из серии «Циатимов» общего назначения (не считая предложений узкой специализации) это, пожалуй, самый дорогой продукт.

Принципиальное отличие в базовой основе: она кремнийорганическая. Соответственно и загуститель состоит из кальциевого мыла.

ЦИАТИМ 221 характеристики и применение

Внешне эта смазка мало отличается от аналогов: выглядит как вазелино-образная мазь, с гладкой блестящей поверхностью. Цвет от грязно-желтого до светло-коричневого. Оттенок никак не влияет на характеристики ЦИАТИМ 221, и зависит лишь от типа присадок, используемых производителем согласно ГОСТ 9433 80.

Про свойства и характеристики смазки ЦИАТИМ 221 — видео

  • предел прочности не менее 120 Па (немного, но вполне достаточно для работы на высокоскоростных узлах трения);
  • достаточно высокая температура каплепадения: разжижение происходит при достижении температуры 200°C;
  • интересная особенность: даже после перехода в жидкое состояние (вплоть до кипячения), свойства восстанавливаются после остывания;
  • 221-й не растворяется в воде, при этом избыточно гигроскопичен: при поглощении воды меняются свойства, снижается устойчивость к низким температурам;
  • практически не защищена от химического воздействия, даже в виде посторонних испарений;
  • не взаимодействует с резиной и полимерными соединениями;
  • максимальное остаточное давление, при котором не меняются рабочие параметры: не менее 666,5 Па;
  • сертифицированный диапазон рабочих температур: от -60°C до +150°C;
  • удобна для долговременных запасов: в течение 40 лет хранения свойства не меняются.

Такие характеристики ограничивают применение смазки:

  • высокоскоростные измерительные приборы (в первую очередь авиационные);
  • закрытые подшипники качения;
  • любые детали трения в глубоком вакууме;
  • узлы трения и скольжения, в которых металл сопрягается с резиной.

Информация: ЦИАТИМ 221 нетоксичен, нейтрален к коже и слизистым оболочкам, не выделяет вредных паров при нагреве.

Для чего используется ЦИАТИМ 221F?

Это развитие линейки 221-го, призванное нивелировать некоторые недостатки базовой смазки. В основной состав добавляется специально разработанная фторовая присадка.

Благодаря этому кардинально меняются рабочие свойства:

  1. Улучшены противоизносные и противозадирные характеристики, особенно при интенсивной нагрузке.
  2. Увеличенная термостойкость позволяет работать в нагруженных узлах без потери свойств.
  3. Ликвидирована гигроскопичность: это дает возможность использования во влажной среде.
  4. Благодаря фторопластовым включениям, снижается шум при работе агрегатов трения и вращения.

Что лучше, Литол 24 или ЦИАТИМ 221?

В качестве прямого аналога их сравнивать некорректно. «Литол» более универсален, кроме того, он отлично справляется с «водными процедурами».

В этом смысле у 221-го нет заменителей. Разумеется, эти смазки нельзя смешивать между собой, кальциевые и литиевые соединения несовместимы химически.

ЦИАТИМ 201 и 221, в чем принципиальная разница?

Прежде всего в основе и составе загустителя. Именно эти компоненты определяют применяемость. 201-й – это типичный продукт эконом класса. А 221-й – высокотехнологичная разработка для использования в авиации и точном приборостроении. Они уживаются в одном автомобиле (механизме), только в разных узлах.

Чем отличается ЦИАТИМ 201 от 221 по возможности применения?

  1. 201 нельзя использовать при контакте с резиной.
  2. 221 может работать при более высоких температурах.
  3. Срок хранения различается почти в 10 раз в пользу 221-го.
  4. Соответственно, ЦИАТИМ 221 в 3-5 раз дороже.

Как выглядит настоящий ЦИАТИМ 211 времен СССР — видео

Источник:
http://prosmazku.ru/prochie-smazki/tsiatim-221

Не подмажешь — не поедешь

В быту для снижения износа и трения обычно достаточно капли растительного масла или кусочка графитового стержня карандаша.

Другое дело — автомобили. В них широко применяются специализированные смазки. В отличие от масел, они не стекают с поверхностей трения, не требуют тщательной герметизации, одинаково хорошо работают при высоких и низких температурах. Смазки должны свободно проникать в зону контакта и в то же время сохранять определенную разность в любых условиях. Главный их недостаток — способность накапливать продукты износа, которые, действуя как абразив, резко снижают ресурс контактирующих деталей. Поэтому при замене смазки новой старую необходимо тщательно удалить. Так что, если вы еще не решили продать авто, то лучше держать все его узлы и агрегаты хорошо смазанными.

ЛИТОЛ,СОЛИДОЛ, ЦИАТИМ

Раньше были широко распространены кальциевые смазки (солидолы): они дешевы, имеют хорошие водоотталкивающие свойства, но боятся температур свыше 50—60°С. Им на смену пришли другие, включающие в состав литий и барий. Самая известная автомобильная литиевая смазка — Литол-24. Она выдерживает температуру 130°С, водо-стойка и довольно универсальна. Это основная смазка для подшипников ступиц. Похожими свойствами обладает и фиол. Для игольчатых подшипников и шлицев кардана, а также подшипников электрооборудования применяют литиевую смазку №158. Вместо нее можно использовать литол, но помнить: срок его службы вдвое меньше. А вот более мягкую ЦИАТИМ-201 используют для смазки троса спидометра — густая консистенция, «задубев» на морозе может привести к его поломке Она же рекомендуется для дру гих ненагруженных узлов: петель и замков дверей, тросика привода воздушной заслонки.

ШРБ-4, ШРУС-4

Бариевые смазки по сравнению с литиевыми более водостойки. Их яркие представители — ШРБ-4 и ШРУС-4. Первую используют в узлах подвески и рулевого управления, вторую — в шарнирах равных угловых скоростей. Смазка ШРУС-4 содержит уникальные противозадирные присадки, поэтому ее нельзя заменять в ШРУСах ни какой другой. О ремонте и замене ШРУСов я уже писал здесь. Но эти присадки боятся воды, в ее присутствии они агрессивны к металлу. Углеводородную ВТВ-1 чаще всего используют для консервации благодаря отличной стабильности и хорошим водоотталкивающим свойствам. К сожалению, не все встречающиеся в продаже смазки удовлетворяют требованиям ГОСТ или ТУ. Самостоятельно оценить их качества можно по стойкости к тепловому воздействию. Практически все смазки имеют высокую температуру плавления, поэтому если из тюбика Литола-24, помещенного в кипяток» начало вытекать содержимое, есть повод усомниться в его качестве. Также должна вызвать подозрение неоднородная консистенция смазки.

Источник:
http://avtomasta.ru/xodovaya-chast/smazki-litol-24-solidol-ciatim-201-shrb-4-shrus-4.html

В чем разница между солидолом и литолом?

Многие автомобилисты, механики, техники, впервые столкнувшись с необходимостью смазывания узлов, слышат, что нужно купить литол или солидол. Именно этим смазки применяются в нашей стране уже более 30 лет, недорогие и легко доступные. В то же время дать ответ на вопрос, в чем разница между солидолом и литолом, способны далеко не все специалисты. Обе марки используются для смазывания узлов качения, скольжения, а также трущихся поверхностей машин и механизмов. Свойства этих смазок во многом схожи, но только в том случае, если речь не идет о повышенном нагреве или высоких скоростях движения. Так чем же солидол отличается от литола? В этой статье мы ответим на вопрос, а также проясним, когда какой состав лучше использовать.

В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ СОЛИДОЛОМ И ЛИТОЛОМ ПО СОСТАВУ?

Обе смазки имеют одинаковую основу. По составу литол и солидол представляют собой продукты перегонки сырой нефти (нефтяные масла), которые загущены мылами и снабжены пластификаторами для улучшения характеристик. Нефтяные масла — это легкотекучие жидкости: они сами по себе имеют смазывающий эффект, снижающий трение. Но они очень легко стекают с поверхностей металла, оставляя только тонкую масляную пленку, не способную компенсировать активное трение в процессе движения без постоянного поступления к рабочему узлу. Для того, чтобы использовать полезные смазывающие свойства нефтяных масел, к ним добавляют загустители, делающие их густыми и пластичными, а также присадки — вещества, предотвращающие коррозию обработанных поверхностей и снижающие агрессивность смазок к другим продуктам органического синтеза.

Читайте также  Рессора или пружина, что лучше?

Чем отличается солидол от литола? В качестве загустителей используются мыла – растворимые соли насыщенных жирных кислот. Свойства используемого при производстве смазок мыла значительно отличаются в зависимости от того, какой металл послужил основой омыливающей жир соли. Именно в этом, то есть химическом составе, и кроется различие двух рассматриваемых смазок и позволяет ответить на вопрос, что лучше литол или солидол?

Солидол был изобретен в первой половине ХХ века. Это был этап бурного развития механических машин и механизмов. В основу было положено имевшиеся в достаточном количестве побочные продукты перегонки нефти – масла, в которые для придания пластичности добавлялось кальциевое мыло. Достигнутый результат был революционным для своего времени. Солидол приобрел такие свойства, как:

— высокая пластичность;
— консистентность;
— устойчивость к вымыванию водой;
— длительно сохраняющийся смазывающий эффект;
— относительная термоустойчивость при эксплуатации в легко нагруженных трущихся узлах.

Однако у этого смазочного материала были и недостатки:

— Низкая устойчивость к высоким температурам. При нагреве выше 70-80 °С солидол расплавляется и стекает.
— Способность вступать в реакцию с резиной и пластиками, из которых изготавливаются уплотнители и сальники.
— Затвердевание при низких температурах (ниже -30 °С) с утратой смазывающих свойств.

Упомянутые недостатки и растущие в процессе эксплуатации нагрузки вынудили искать замену. В чем разница между солидолом и литолом и почему именно последняя смазка чаще используется для высоконагруженных узлов?

К 70-80 годам химическая промышленность вышла на новый уровень. Начали в большом количестве появляться синтетические смазки. Но и продукты на основе природных масел не утратили актуальности. Была разработана новая смазка – литол. В чем разница между литолом и солидолом? То же нефтяное масло и мыло. Только вместо кальциевого в производстве литола используется литиевое мыло. Это принципиально изменило свойства смазки. Она приобрела новые температурные и механические свойства:

— Более высокую устойчивость к высоким температурам (до 125-130 °С).
— Устойчивость к высоким механическим нагрузкам (прочность более 600 Па).
— Сохранение пластичности при низких температурах (до -50-60 °С).

Широкое распространение получили следующие серии литолов:

ЦИАТИМ 201 и 202 – смазка, предназначенная для низконагруженных узлов и механизмов, работающих в температурном диапазоне от -50 до +100 °С. Широко используется в электротехнике.

ЦИАТИМ 203 – имеет гораздо более высокие эксплуатационные характеристики. Предел положительных температур, при которых работает смазка, повышен до +130 °C. В состав вводятся присадки, защищающие от коррозии и преждевременного износа. В отличие от солидола литол хорошо подходит для подшипников и тяжело нагруженных соединений. Улучшены водоотталкивающие свойства.

Литол-24 – по механическим свойствам близок к ЦИАТИМ 203, но, благодаря новым присадкам, предотвращает окисление трущихся поверхностей. В процессе эксплуатации теряет менее 5 % объема, приходящегося на испарение масел.

Что же лучше солидол или литол? Существенным недостатком всех литолов является агрессивность в отношении алюминия, который они разъедают. Кроме того, литолы более восприимчивы к влаге и быстрее вымываются водой.

СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОТ КОМПАНИИ «МСК»

Ответить на вопрос, в чем разница между солидолом и литолом, а также проконсультировать относительно использования смазок, смогут специалисты нашей компании. Мы уже более пяти лет занимаемся производством высокотемпературных консистентных смазок, в том числе солидола и литола.

Обе марки подходят для подшипников качения и скольжения, а также обработки любых трущихся поверхностей, нуждающихся в защите от задиров. Наши смазочные материалы обеспечивают защиту от коррозии, предотвращают заедания, отводят излишек тепла, уменьшают износ деталей.

Мы рекомендуем выбрать солидол, если необходимо закладывать смазку в открытые узлы или детали, подверженные контакту с водой. Эта смазка практически не вымывается, что обеспечивает надежную защиту поверхностей. Литол лучше всего подходит для высоконагруженных узлов, которые работают при высоких температурах. Благодаря эксклюзивной рецептуре нам удалось повысить температуру каплепадения смазки до 250 °C. Наш Литол-24 широко используется предприятиями из Актау, Атырау, Актобе, Астаны и других городов Казахстана и получил несколько наград за уникальные свойства и высокое качество.

«МСК» обеспечивает доставку смазочных материалов во все города Казахстана. Напишите нам, чтобы получить оптовый прайс и узнать, какие условия поставки мы можем вам предложить!

Источник:
http://mskz.kz/visokotemperaturnaya-smazka-ot-msk/vse-o-plastichnih-smazkah/152-v-chem-raznica-mejdu-solidolom-i-litolom/

Смазка Циатим 221

Смазка ЦИАТИМ 221 не потеряла своей актуальности в современном машиностроении благодаря характеристикам. За довольно длинный период эксплуатации о ней сложилось не мало мифов. Применение ЦИАТИМ 221 — отличается большим температурным диапазоном от -60°С до +150°С. Изобрел Центральный Институт Авиационных Топлив и Масел.

Из-за ее происхождения существует мнение о том, что она применяется только для авиационных потребностей. На самом же деле область использования намного больше. Смазка полностью сделана по ГОСТ 9433-80.

Технические характеристики

Благодаря своим характеристикам ЦИАТИМ 221 может применяться при экстремальных температурах. При эксплуатации при минусовых температурах сильно не замерзает. Нижний предел температуры — 60 °С.

  • испаряемость при 150°С: до 2%;
  • коллоидная стабильность: 7%;
  • свободная щелочь: не больше 0,08%;
  • температура каплепадения: 200°С.

ЦИАТИМ 221 — не устойчива к коррозии

Состав ЦИАТИМ 221:

  • Кремниевая органическая жидкость;
  • Загуститель – комплексное мыло;
  • Присадка от окиси.

В составе — отсутствует вода

ЦИАТИМ 221 располагает свойствами, которые делали ее наилучшей для своего времени:

  • обладает качеством смазывания деталей при давлении 0,6 кПа;
  • не разводится в воде;
  • малая устойчивость к износу;
  • при поднятии температуры её свойства стабильны;
  • не меняются рабочие свойства при существенном понижении температуры;
  • ее применяют в отсутствии агрессивных паров;
  • сохраняет плотность при впитывании влаги;
  • инертна к резине и полимерам;
  • работает при разной температуре от -60°С до + 150°С;
  • сохраняет свое качество до 40 лет.

Применение

ЦИАТИМ 221 еще раз подчеркивает с какой тщательностью в нашей стране относятся разработчики к изготовлению товара для военной промышленности. В нем заранее закладывается огромный потенциал уникальных качеств.

ЦИАТИМ 221 используется для смазки подшипников. Достигается превосходная работа при частоте вращения до 10 000 оборотов в минуту.

Невероятно, ведь эта смазка изготавливалась сугубо для применения в авиации и разрабатывалась для 80-х годов прошлого века.

Однако по истечении продолжительного времени она не потеряла своих способностей и остается конкурентной среди современной продукции.

В настоящее время она смазывает узлы новейших разработок техники.

Преимущества и недостатки ЦИАТИМ 221

  • не разводится в воде;
  • остается стабильной при нагревании;
  • инертна к полимерам и резине;
  • используется круглый год;
  • сохраняет свои качества даже при давлении до 666,5 Па;
  • качественно осуществляет смазку узлов трения поверхностей;
  • обеспечивает стабильную работу механизмов;
  • смазка не является пожароопасной;
  • защищает оборудование от появления коррозии;
  • способна не терять своих качеств при правильном хранении до 40 лет.
  • маленькая химическая стойкость — применение только с небольшими примесями агрессивных паров;
  • не рекомендуется для применения в больших механизмах.

Безопасность человеческого организма. ЦИАТИМ 221 безвредна для организма человека. Однако при ее использовании следует придерживаться следующих мер безопасности:

  • пользуйтесь перчатками;
  • тщательно мойте руки перед едой и курением.
Читайте также  Тест герметиков для радиатора автомобиля — рейтинг 6 лучших герметиков для системы охлаждения двигателя

Как уберечь себя от подделки

Для получения качественного товара необходимо его соответствие ГОСТу, выполнение требований:

  • 100% придерживаться требований ГОСТ;
  • тестировать характеристики во время всего производства.

Однако, есть производители ЦИАТИМ 221, которые пользуются неосведомленностью работников предприятий нашей промышленности. Они продают подделку. В качестве основы применяют очищенное нефтяное минеральное масло.

Другие, при помощи масел разбавляют смазку Литол-24 и продают ее под видом смазки ЦИАТИМ 221.

Цена аналогов значительно ниже стоимости оригинала. Соответственно характеристики таких подделок не сравнимы с оригиналом. Это вредит отзывам о ЦИАТИМ 221 и ставит под угрозу эксплуатацию приборов.

Во избежание финансовых потерь приобретать ее нужно только у лицензированных продавцов.

Особенности ЦИАТИМ 221

  1. Достаточно высокая температура ее применения, достигающая +150°С. И холодный предел — 60°С.
  2. Инертна к полимерам и пластику, применяется в узлах с резиной, пластиком и металлом.
  3. ЦИАТИМ 221 используется в самой разнообразной технике, где предусмотрены большие обороты. Благодаря своим качествам она подходит для применения в вакууме.

Актуальность в наше время

Несмотря на то, что указанная смазка была изготовлена еще в прошлом веке, последняя ее модификация произведена в 1980 году — она остается актуальной в наши дни. Ко всему вышеперечисленному применению ее удачно используют в качестве масла при смазывании вентиляторов охлаждения современных компьютеров. Это позволяет гарантировать долгую и бесперебойную эксплуатацию таких мелких и деликатных деталей. Данный факт лишний раз подтверждает дальновидность изобретателей смазки ЦИАТИМ 221, заложенные в ней высокие требования к рабочим характеристикам оригинального качественного продукта.

Производится в алюминиевых бочонках объемом от 40 до 200 грамм. Для транспортировки продукт складывают в ящики.

При отсутствии ЦИАТИМ 221 её можно заменить следующими продуктами:

  1. ЦИАТИМ-221F это доработанная ЦИАТИМ 221. Добавили ультрадисперсный политетрафторэтилен. В результате перестала впитываться влага, стала больше рабочая температура, улучшились смазывающие качества. Температурный диапазон от -60 ºC до 150 ºC.
  2. HUSKEY 350 Silicone Grease

ЦИАТИМ 221 лучше ВНИИНП-242 и смазки 1-13. Благодаря большей температуре и качественным рабочим свойствам. Однако нужно знать, что обычные электрические машины не требуют такой дорогой и качественной смазки.

С момента изобретения данного продукта уже прошло более половины века, однако благодаря удивительным качествам он остается актуальным и в настоящее время. ЦИАТИМ 221 пользуется не только авиационная промышленность — она достаточно востребована и во многих сферах. Соответственно, продукт достаточно дорого стоит.

Будьте внимательны к предложениям со значительной скидкой — остерегайтесь подделок.

Источник:
http://pomaslam.ru/ciatim-221.html

Чем отличается литол от солидола и что лучше выбрать

Пожалуй, нет такого автомобилиста, который б не знал о том, что такое солидол и литол, хотя бы в самых общих чертах. Всем владельцам транспортных средств прекрасно известно, что они представляют собой материалы, которые активно используются для смазки различных узлов и деталей авто: рулевых и шаровых наконечников, шарниров, подшипников и т.п.

Но, даже тем, кому приходилось использовать эти смазки на практике, далеко не всегда известно, чем отличается литол от солидола и что из этого лучше и современней.

Литол — классификация и особенности

Следует заметить, что литол — это достаточно современная смазка. Она была разработана и начала широко использоваться в 80-х годах XX столетия и, по идее, должна была со временем полностью заменить солидол.

Литол изготавливается на основе масел, содержащихся в нефти. В процессе производства они проходят технологический процесс сгущения, при котором используется такое вещество, как мыло лития стеориновой кислоты. Оно применяется не только для того, чтобы достичь вязкой консистенции, но и для того, чтобы обеспечить готовому продукту высокий термический порог эксплуатации.

В зависимости от марки литол может быть разного цвета, от темно-шлколадного до светло-бежевого. На сегодняшний день в Российской Федерации он производится под наименованиями:

Две последних разновидности литола специально разработаны для того, чтобы использоваться в тех узлах, которые не испытывают на себе значительные нагрузки. Основные сферы применения ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202 — это приборостроение и электротехника. Важной особенностью этих марок смазочных материалов является широкий температурный диапазон использования (от -50 °С до +100 °С). Следует также заметить, что практически все характеристики этих двух марок литола очень схожи, и поэтому в подавляющем большинстве случаев они являются полностью взаимозаменяемыми.

Важной отличительной особенностью смазки ЦИАТИМ-203 является то, что исходным сырьем для ее производства является трансформаторное масло. В качестве загустителя при его изготовлении также используется литиевое мыло. Для того, чтобы придать этому смазочному материалу некоторые дополнительные свойства, в него добавляется несколько специальных присадок. Благодаря им ЦИАТИМ-203 может с успехом использоваться в серьезно нагруженных узлах и деталях. На практике им смазываются зубчатки, нагруженные подшипники, редукторные передачи и т.п. Кроме того, этот сорт литола обладает превосходными водоотталкивающими свойствами, очень хорошо защищает смазываемые им детали от износа.

Что касается материала «Литол-24», то на сегодняшний день он является, пожалуй, наиболее совершенным в своей категории. Эта смазка в полной мере обладает всеми свойствами и достоинствами ЦИАТИМов, к тому же может использоваться при более высоких температурах (вплоть до +130 °С). В нем содержатся присадки, препятствующие процессам окисления, к тому же его основа практически не подвержена испарению. Благодаря этому свойству, как показывает практика, существенно растет эксплуатационный ресурс тех узлов, для смазывания которых используется «Литол-24».

Солидол — классификация и особенности

Солидол — это смазочный материал, который гораздо «старше» литола. Его начали активно использовать еще в 20-х годах прошлого века. Процесс производства солидола с точки зрения технологии достаточно прост. Так называемое «нефтяное масло», которое остается после перегонки нефти, смешивается с кальциевым мылом. В результате масло густеет, становится очень пластичным.

Температурный диапазон применимости у солидола существенно уже, чем у литола, составляет от -30 °С до +75 °. В зависимости от того, на основе какой именно кислоты изготовлен загуститель (кальциевое мыло), все солидолы подразделяются на жировые и синтетические.

Для производства жировых солидолов используются жирные кислоты, имеющие исключительно природное происхождение. Кислоты синтетического происхождения применяются, соответственно, для изготовления синтетических солидолов (к таковым относятся смазочные материалы марок УС-2 и УС-1). Следует заметить, что возможно смешивание различных типов солидолов и использование ее для смазывания.

Несмотря на то, что по многим параметрам солидол существенно уступает литолу, его использование продолжается. Его достаточно успешно применяют для смазывания тех узлов, которые не испытывают высоких механических и температурных нагрузок. Кроме того, солидол очень неплохо демонстрирует себя в условиях повышенной влажности: он практически не вымывается из мест заложения благодаря очень высокой жирности.

Читайте также: Литиевая смазка — применение в автомобиле.

Чем отличается литол от солидола

Между солидолом и литолом имеется достаточно много отличий по таким свойствам и параметрам, как:

  • Диапазон рабочих температур (у литола существенно выше);
  • Степень вязкости (у литола выше);
  • Степень вымываемости из рабочих узлов (у литола выше);
  • Химическая активность (у литола выше);
  • Антикоррозионные свойства (у литола выше);

Таким образом, практически по всем параметрам (за исключением степени вымываемости из узлов и химической активности) литол оказывается предпочтительнее. Тем не менее, у солидола есть один довольно серьезный «козырь»: существенно более низкая цена.

Читайте также  Автомобильные дворники плохо чистят лобовое стекло — как устранить

Читайте также: Что такое графитная смазка и для чего используется.

Что выбрать солидол или литол

Поскольку литол является более современным видом смазочных материалов и имеет немало преимуществ перед солидолом, то его использование гораздо более предпочтительно. Если же необходимо смазать серьезно нагруженный узел, который, к тому же, при работе достаточно сильно нагревается, то солидол применять вообще нельзя. Его имеет смысл применять только для смазывания изделий, испытывающих небольшую нагрузку, а так же там, где велик риск вымывания смазочного материала из узла.

Источник:
http://avtonov.com/%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BB-%D0%BE%D1%82-%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B0/

Что такое Литол-24? Чем отличается от Солидола и чем можно заменить?

Среди пластичных смазок широкое распространение получили литиевые – литолы. Их стандартной рецептуре несколько десятилетий, автопром за эти годы изменился существенно, в отличие от технологии производства густой «классики». Чем хорош литол и применим ли в современных авто? Давайте разбираться.

Что такое Литол?

Литол – это самая известная в России и странах СНГ универсальная консистентная смазка на литиевом загустителе.

Внешний вид и цвет

Лубриканты на литиевом мыле бывают разных цветов. Этот параметр зависит от присадок и красителей, которые вводит производитель. Автовладельцы упоминают о белом и бордовом (вишневом), синем и зеленом Литоле. Однако по стандарту спектр его оттенков – янтарный: начинается светло-желтым и заканчивается коричневым.

Нехарактерный цвет должен насторожить: либо перед вами не Литол, либо его состав не соответствует нормам.

В СССР смазка была прозрачной. Изменение и добавление компонентов влияет на эту характеристику – материал мутнеет. Прозрачность современного Литола может различаться у разных изготовителей, но не влияет на свойства продукта.

Консистенция

Смазочные материалы семейства литолов – однородные, плотные.

Консистенция по ISO 2137 – полутвердая.

Содержимое упаковки похоже на густую мазь и выглядит, как вазелин или вареная сгущенка. У оригинального Литола характеристики вязкости тяготеют к классу 3 по NLGI.

Состав смазки

  1. основу Литола составляет смесь минеральных масел со значением вязкости 60-75 мм 2 /с (при 50°С).
  2. база загущается гидроксидом лития с оксистеариновой кислотой или ее глицеридом. Доля загустителя в среднем – 10-13%.
  3. в классический состав входят также антиоксидант дифениламин (0,5%) или неозон-Д (0,7%) и вязкостная присадка – полиизобутилен П-20 (4%).

Стандарты и ГОСТы

Технологию изготовления, состав и свойства литиевых смазок регулируют государственные стандарты или технические условия: например, Литол 24 – ГОСТ 21150-87 (переиздан как ГОСТ 21150-2017). Этот же стандарт описывает модификацию Литол-24РК, предназначенную для консервации узлов трения.

Спецификации

  • NLGI – 3;
  • DIN 51 502 – K3K-40.

Допуски

  • МВК Госстандарта РФ № 814/422;
  • OEM допуск ФИАТ–ВАЗ 55588.

Основные свойства

Смазка не содержит в составе воды и проявляет отличные влагостойкие и антикоррозийные свойства.

Литолу присуща повышенная устойчивость к сдвигу, химическому воздействию и перепадам температуры. Он является диэлектриком.

Эксплуатационные характеристики сохраняются при температуре от ‑40°С до +120°С, кратковременно – при +130°С. При морозах -30°С и ниже Литол может загустевать, но нагрев обработанных им узлов в процессе работы восстанавливает его свойства. Плотность материала неизменна при нагреве.

Материал горюч! Вспыхивает в закрытом тигле при 183°С, в открытом – при 199°С. Температурные пределы воспламенения от 250°С до 364°С.

Технические характеристики смазки

Базовые параметры Литола по ГОСТ представлены в таблице.

Значения параметров продукта разных производителей могут отличаться.

Классификация Литолов

Семейство литолов представлено несколькими популярными марками ЦИАТИМ и Литол 24. Все смазки трехкомпонентные (база, загуститель, наполнитель), многоцелевого назначения.

ЦИАТИМ-201

Простейшая морозостойкая смазка на базе минерального масла со стеаратом лития и антиокислительной присадкой. Разрабатывалась для широкого применения. Стандарт ГОСТ 6267-74.

ЦИАТИМ-202

Всесезонная смазка на основе трансформаторного и авиационного масла с литиевым мылом высших жирных кислот и антиоксидантом. Схожа по составу с Циатим-201. В большинстве случаев эти смазки взаимозаменяемы. Стандарт ГОСТ 11110-75.

ЦИАТИМ-203

Морозостойкая смазка на базе трансформаторного или веретенного масла с литиевым мылом саломаса, противозадирной и вязкостной присадками. По качествам превосходит упомянутые. Стандарт ГОСТ 8773-73.

Литол-24

Всесезонная универсальная смазка на основе минеральных масел с возможной примесью синтетики, загущенной литиевым мылом, с вязкостной присадкой и антиоксидантом. Может заменить все перечисленные. Стандарт ГОСТ 21150-87 (21150-2017).

В чем их отличие

Несмотря на схожий состав литольных лубрикантов, их разновидности имеют существенные различия в эксплуатационных характеристиках:

Продукты марки ЦИАТИМ ориентированы на суровые погодные условия или эксплуатацию зимой. Всесезонной можно назвать только смазку ЦИАТИМ-202, однако по механической и коллоидной стабильности она значительно уступает ЛИТОЛУ 24.

Область применения Литол-24

Основное назначение Литола – смазывание поверхностей и узлов трения с низкой и средней нагрузкой, а также с повышенной нагрузкой при малых оборотах: протяжных тросов, петель, подшипников, валов, осей, шлицевых соединений, ступиц, суппортов, шарниров.

Особенности применения

В эксплуатации продукта есть несколько важных ограничений:

  • Нельзя применять для смазывания ШРУСов.
  • Нельзя смешивать с силиконовыми смазками и составами на кальциевых загустителях.

Распространено мнение о несовместимости Литола с алюминием и его сплавами, особенно во влажной среде. Официальных предостережений об этом нет, а бытовые опыты не подтверждают разрушительного воздействия.

Где применяют Литол?

Литол широко применяется в обслуживании легковых и грузовых автомобилей, гусеничного транспорта, специализированной сельскохозяйственной, дорожной и иной транспортной техники. Детали, подлежащие обработке этим ГСМ:

  • подшипники скольжения разных типов;
  • закрытые и открытые подшипники каченияходовой части, трансмиссии, подвески и навесного оборудования (ступицы, опоры, поворотные кулаки, полуоси, зубчатые и другие передачи, крестовины кардана заднего привода, муфты, помпы, генераторы и т.д.);
  • резьбовые и шарнирные соединения;
  • направляющие (стеклоподъемники, люк и т.д.);
  • малонагруженные исполнительные механизмы;
  • тросики, тяги и т.д.;
  • электрические колодки и разъемы, клеммы аккумулятора;
  • петли дверей и крышек.

Где еще можно применить?

Помимо автомобилестроения, Литол 24 используют при ремонте и обслуживании железнодорожного и воздушного транспорта, судов, отраслевой спецтехники, промышленных станков и механизмов, электротехники. На тематических форумах встречаются упоминания об использовании смазки для бытовых нужд (смазка для дверных и мебельных петель, электроинструмента).

Какой расход Литола?

Согласно методичке Минтранса России, нормативный расход пластичных смазок для легковых автомобилей он составляет 0,1 кг на каждые 100 л топлива.

Более подробные рекомендации по отечественным авто до начала 90-х указывались в химмотологических картах. Например, в подшипник переднего колеса ВАЗ-2105 закладывается 65 г Литола, в шарниры рулевых тяг – по 15 г и т.д. Сейчас заводы-изготовители не обязаны составлять такие карты, и часто информации о расходе ГСМ нет.

Сошедший с конвейера автомобиль ходит на заводских смазках до 30-40 тысяч км, для дальнейшей эксплуатации рекомендуют заменять их полностью или восполнять выработанный объем.

Сколько Литола закладывать в подшипники, можно вычислить самостоятельно по формуле:

где V – объем смазки (мл), D и B – внешний диаметр и высота (ширина) подшипника (см) соответственно.

Источник:
http://autozhidkosti.ru/smazki/litol-24.html