Гидрокрекинговое масло или синтетика: что выбрать

Гидрокрекинговое масло или синтетика: что выбрать?

От разных автолюбителей приходится слышать разные и часто противоречивые мнения относительно моторных масел, произведённых путём гидрокрекинга (или hc-синтеза). И если одни считают, что их можно отнести к полусинтетическим, то другие делают основной акцент на том, что такие масла производятся на минеральной основе. Одни голосуют «за», другие «против».
При современном разнообразии различных смазочных материалов трудно сходу разобраться, чему отдать предпочтение. Если перейти на гидрокрекинговое масло что это даст вам и вашему автомобилю?

Мнения различаются

О свойствах гидрокрекингового масла можно услышать и прочитать множество отзывов, как положительных, так и отрицательных. Кто-то утверждает, что работает оно не хуже синтетического и одновременно позволяет существенно экономить, то есть представляет собой оптимальное соотношение между ценой и качеством. Есть даже те, кто убеждён, что данный смазочный материал по многим параметрам отличается от синтетического в лучшую сторону.

Те же, кто предпочитает использовать синтетическое масло, считают, что под видом «синтетики» им пытаются продать «минералку», а в действительности гидрокрекинговое масло сильно уступает синтетическим смазкам.

Противники гидрокрекинга приводят в доказательство тот факт, что полусинтетические смеси изнашиваются ощутимо быстрее и их главное и единственное отличие от минеральных масел состоит исключительно в цене, неоправданно завышенной.

Иногда даже высказывается мнение, что похвалы таким материалам инспирированы их производителями, так как гидрокрекинговые моторные масла гораздо дешевле в производстве. У каждой из сторон есть свои основания настаивать на своей правоте, но кому в конечном итоге верить?

Как производят HC-синтетику

Коротко о том, что такое собственно гидрокрекинг – так называется технология, при помощи которой базовое минеральное масло проходит процедуру гидроочистки и глубоко обрабатывается.

Тяжелые углеводородные молекулы нефтяного сырья расщепляются в присутствии водорода для создания основы, обладающей необходимыми ГСМ свойствами. Это сложный химический процесс, в ходе которого отбрасывается всё лишнее. Сама молекулярная структура базового вещества в этот момент претерпевает изменения: из него удаляются азот, сера и прочие вредные элементы, возникает теплоустойчивость, стойкость к химическим и механическим воздействиям.

Перегонка и глубокая пеработка нефти позволяют получить основу, качества которой выше, чем у минеральной, но несколько ниже тех, которыми обладает синтетическое моторное масло. Необходимые рабочие свойства ей придаёт комплекс присадок. В результате не представляется возможным простым органолептическим методом определить, какая технология использована при изготовлении смазки – гидрокрекинг или ПАО. Чтобы выявить отличия, потребуется полноценный химический анализ.

Гидрокрекинговые ГСМ – почему их стоит выбрать

У минеральных, синтетических и полусинтетических автомобильных смазок есть свои плюсы и минусы. Гидрокрекинговое масло отличается такими положительными качествами:

  • высокая вязкость;
  • высокая антиокислительная стойкость;
  • высокая растворимость присадков;
  • высокая степень защиты от износа;
  • стойкость к деформациям сдвига при высоких нагрузках (механических и температурных);
  • низкий коэффициент трения;
  • стойкость к образованию отложений;
  • отсутствие агрессивного воздействия на резину;
  • подходит для работы в режиме перегрузок.

Перечисленные характеристики выгодно отличают HC-синтетическое масло от «синтетики», которая ещё и значительно дороже стоит.

Несмотря на определённое «родство» между минеральными маслами и hc, заключающееся в способе получения, последние отличаются лучшими потребительскими качествами по сравнению с «минералкой». Объясняется это тем, что основа минеральных масел очищается обычно только методом депарафинизации (удаления парафинов, повышающих температуру застывания), которая не в состоянии обеспечить устранение всех примесей. Несколько выше по качествам масло, прошедшее воздействие водородом при высокой температуре и давлении (или гидроочистку).

Гидрокрекинговые масла подвергаются значительно более серьёзной обработке, в ходе которой одновременно протекает несколько химических реакций.

Специалисты отмечают также высокую экологичность гидрокрекинга и его продуктов, обусловленную тем, что данная технология не предусматривает использования токсичных растворителей. Но самый главный плюс hc-масел – это цена. Гидрокрекинг обходится дешевле, чем синтез, поэтому такие масла значительно «бюджетнее» синтетических.

Смотрите видео «что такое гидрокрекинг»:

Почему «синтетика» дороже

Основу PAO-синтетических масел составляют полиальфаолефины, посредством синтеза полученные из лёгких углеводородов. Данная технология даёт возможность получить вещество однородного молекулярного состава, без примесей серы и металлов. У синтетических масел ниже температура замерзания и выше стойкость к термическому и механическому воздействию. К их положительным свойствам также можно отнести более низкую летучесть и большую стабильность при высоких температурах. Но главное в том, что процесс синтеза является весьма дорогостоящим, что и объясняет высокую потребительскую стоимость ПАО-смазок.

Отчего не все потребители перешли на HC

Однако даже при всех несомненных преимуществах у гидрокрекинговых масел имеются и недостатки, которые тоже стоит принимать во внимание:

  • высокая испаряемость;
  • быстрая изнашиваемость;
  • при прохождении гидрокрекинга устраняются не только вредные примеси, но и некоторые компоненты основы, повышающие антиокислительные и смазывающие свойства ГСМ;
  • у hc-синтетики выше нагарообразование и склонность к коррозии.

К какому классу отнести

Классификация hc-масел – вопрос ещё до конца не решённый. American Petroleum Institute относит их к 3-й группе, т.е. к базовым маслам высшего качества, производимым из нефти. В ряде стран они не могут именоваться «полностью синтетическими», поскольку не состоят на сто процентов из искусственно созданных молекул, что является обязательным условием для синтетического материала. Но по качеству гидрокрекинговые масла нельзя сравнить с минеральными ГСМ, а ПАО-смазкам они, если и уступают, то не слишком сильно и далеко не по всем показателям. Поэтому и были введены такие термины, как HC-синтетика, полусинтетика, High-Tech-Synthese-Technology и так далее.

И напоследок

В последние годы всё больше автолюбителей отдают предпочтение полусинтетическим маслам. Практически все производители ГСМ используют для выработки масел основы, полученные гидрокрекинговым путём.

Резюмируя, можно сказать, что, выбирая смазочный материал, ориентироваться следует не столько на основу, какой бы она ни была, а на характеристики вашего авто, на те требования и допуски, которые указаны в руководстве по его эксплуатации. Учитывайте одновременно и те условия, в которых вам придётся пользоваться машиной – в некоторых местностях дороги находятся в таком состоянии, что скорость засорения смазки очень мало зависит от технологии производства её основы, то есть платить за масло более высокую цену, при прочих равных, не имеет смысла.

Источник:
http://masloforum.ru/harakteristiki/gidrokreking-ili-sintetika.html

Что такое гидрокрекинговое моторное масло?

При выборе автомобильного масла для своего авто многие владельцы сталкиваются с дилеммой, какому из вариантов отдать предпочтение — синтетике, «минералке» или полусинтетике.

Но оказывается, данным набором выборе не ограничивается. Есть еще так называемые гидрокрекинговые масла.

В чем их особенности? Каковы характеристики и преимущества? Какие гидрокрекинговые масла популярны сегодня? Эти и ряд других вопросов нуждаются в детальном рассмотрении.

Что такое гидрокрекинг?

Если не углубляться в технические термины, то гидрокрекинг — одна из технологий очистки, позволяющая улучшить параметры обычной «минералки» (минерального масла) до более качественной «синтетики». Превращение происходит посредством ряда химических процессов.

С одной стороны, гидрокрекинговое масло производится из нефти (аналогично «минералке»), а с другой — молекулярная структура в корне меняется.

Итоговый состав теряет все особенности и характеристики минерального масла.

Что является результатом гидрокрекинга?

Как правило, на выходе получается очищенное масло, которое по качеству и свойствам лучше минерального, но еще не дотягивает до «синтетики», изготовленной по всем правилам.

Одновременно с этим гидрокрекинг — более дешевая технология (если сравнивать с изготовлением синтетического масла).

Стоит отметить, что гидрокрекинг по своей эффективности может различаться.

Теоретически, если четко придерживаться технологии синтеза и с умом подходить к производству, можно получить масло, ничем не уступающее синтетическому.

Но в таком случае затраты будут слишком высоки и вряд ли себя оправдают.

Так что на данном этапе гидрокрекинговое маслу устраивает всех в том виде, в котором оно есть — уже не «минералка», но еще не «синтетика».

Технология гидрокрекинга весьма популярна. Первые «ласточки» появились еще в 70-х годах 20 века, а сегодня такие изделия есть почти у каждого производителя моторного масла.

Это объясняется доступностью, высоким спросом и достойным качеством изделия.

Но обо всем подробнее.

Что из себя представляют гидрокрекинговые масла?

Гидрокрекинговые масла имеют в своей основе (почти на 100%) НС-синтетический компонент.

В таких изделиях «отброшено» все ненужное, к примеру, азотистые и серные соединения.

Кроме этого, длинные молекулярные цепи разрываются и превращаются в более короткие, что обеспечивает лучшие характеристики маслу.

Если сравнивать по качеству, то гидрокрекинговые масла почти идентичны с «синтетикой» четвертой группы с существенной разницей только в цене.

Как отличить гидрокрекинговое моторное масло от синтетического?

При покупке моторного масла не всегда удается идентифицировать изделие, сделанное с применением гидрокрекинга.

Так, наличие надписи HC-синтетика является прямым доказательством применения гидрокрекинга.

Если же такой надписи нет, то распознать особый тип масла можно по косвенным факторам, к примеру, его вязкости и, конечно, цене.

Гидрокрекинг — сравнительно бюджетная технология, поэтому и сама продукция не будет дорогой.

Как правило, гидрокрекинговое масло стоит в 2-3 раза дороже «минералки» и во столько же дешевле «синтетики».

Стоит отметить, что многие производители особо не мучают потребителей терминологией и опираются на решение Американского Института Нефти.

Работники последнего (после ряда исследований) решили отнести данный тип масла к синтетическим изделиям.

Этим руководствуются и производители, которые делают на упаковке «расплывчатые» надписки, к примеру, «синтетические технологии» и тому прочее.

При этом не стоит забывать, что технология производства масла — секретная информация, поэтому раскрывать ее на упаковке никто не станет.

Характеристики

Получается, что гидрокрекинговое масло — нечто среднее между синтетическим и минеральным маслом. Возникает логичный вопрос в отношении характеристик данного продукта.

Несмотря на близость структуры к «синтетике», гидрокрекинговый состав не обеспечивает столь высоких характеристик, как у 100% синтетических масел.

Одновременно с этим он обладает отличными антиокислительными и высокотемпературными характеристиками.

Кроме этого, такие масла могут похвастаться высоким уровнем вязкости.

Но есть и слабое место.

Несмотря на постоянное совершенствование технологии, добиться полной очистки минеральной основы все равно не удается.

Единственное, что спасает — доступность технологии, которая делает гидрокрекинговое масло идеальным вариантом в соотношении цена-качество.

Готовая смесь устойчива к химическим или температурным воздействиям, она стабильна по качеству и доступна по цене.

Преимущества и недостатки

Как мы уже упомянули, по своим характеристикам, гидрокрекинговое и синтетическое масло очень похожи. Даже производители не гнушатся называть их почти одинаково.

Но, несмотря на это, суть остается прежней. Под внешне красивой оберткой гидрокрекингового масла находится «минералка» (просто переработанная). Отсюда и главное преимущество — доступная цена.

В свою очередь, синтетическое масло обходится много дороже, ведь его получают методом дорогого синтеза.

Что касается преимуществ гидрокрекингового масла, то к ним можно отнести:

  • отличные вязкостные характеристики;
  • стойкость к формированию отложений (даже при продолжительном применении);
  • минимальную агрессивность к эластомерам;
  • устойчивость к окислительным процессам;
  • высокие параметры снижения трения (если сравнивать с той же «синтетикой»);
  • наличие в основе качественных присадок;
  • низкую цену.

Главные минусы гидрокрекингового масла — сравнительно быстрое старение (менять его приходится чаще, чем синтетическое, да и эффективность теряется много быстрее), высокая испаряемость, нежелательность применения в экстремальных условиях (к примеру, в автоспорте, при низких температурах и так далее).

Читайте также  Клей для стекол автомобиля - герметик (праймер) для вклейки лобового автостекла

Какое масло лучше гидрокрекинговое или синтетическое?

На основе уже сделанных выводов и приведенной информации, можно сделать выводы об особенностях применения нового типа масла.

Так что же лучше приобрести — хорошо привычную «синтетику» или гидрокрекинговое масло?

При выборе учтите несколько моментов:

  • рекомендации производителя. Большинство концернов рекомендуют конкретные типы масел, среди которых не всегда есть гидрокрекинговый вариант;
  • финансовые возможности. Как уже упоминалось, синтетическое масло обходится в несколько раз дороже, что многих автолюбителей заставляет задуматься об актуальности подобных трат. В такой ситуации более актуальна покупка масла, сделанного по технологии гидрокрекинга;
  • производителя и характеристики. Не всего масла HC-синтеза имеют достойные характеристики. Так что перед заливкой нужно поинтересоваться о наличии тех или иных присадок, параметрах вязкости, разработчике и так далее.

Гидрокрекинговые масла Тойота

Гидрокрекинговые масла Тойота — смазывающие составы, которые официально рекомендует производитель японских авто. При этом составы применяются не только для двигателей моделей Тойота, но и для машин под маркой «Лексус».

По способу производства гидрокрекинговые масла Тойота — это синтетическое масла, полученные с применением современного метода.

Главная особенность таких масел — уникальная экономичность, позволяющая надолго забыть о необходимости регулярной доливки.

Новое масло от Тойота обладает многими преимуществами — долговечностью, улучшенной экологичностью, высокотемпературной устойчивостью, высоким качеством смазки, адаптацией к самым суровым условиям эксплуатации.

Немаловажный плюс гидрокрекинговых моторных масел Тойота — их универсальность, то есть смазывающий состав можно заливать как в дизельные, так и в бензиновые моторы.

Кроме этого, допускается применение масла на «атмосферниках» или турбированных моторах.

Средняя продолжительность хранения масла — около десяти лет без потери имеющихся свойств.

Гидрокрекинговые масла от других производителей

Выпуском столь экономичных типов масел занимается не только Тойота, но и ряд других производителей.

Так, к наиболее популярным маркам можно отнести:

Современное гидрокрекинговое масло от известного производителя Castle.

Преимущества смазывающего состава — наличие всех необходимых сертификатов, четкое соответствие действующим стандартам (ILTAC и API), экономичность, экологичность и высокие эксплуатационные качества.

Масло отлично подходит для всех ДВС, установленных на автомобилях производства Японии.

Также масло Castle 0W20 заливается в большинство моделей Тойота.

Softec Plus 5w-40.

Качественное моторное масло от компании CASTROL. Отличительные качества — отличный состав противоизносных присадок, надежная защита мотора от износа, небольшая вязкость и устойчивость к окислению.

Средний интервал между обслуживаниями — около 30 тысяч километров.

Данное масло отлично подходит для легковых авто с бензиновыми и дизельными моторами.

Ravenol LLO 10w-40.

Масло, которое относится к категории «полусинтетики». Место производства — Германия.

Уникальные характеристики состава позволяют использовать его на легковых авто с бензиновыми и дизельными моторами (в том числе и с турбонаддувом).

Преимущества — уменьшенное пенообразование, надежная защита от износа, уменьшение нагара и шлама, повышенный срок службы, отличные температурные и вязкостные свойства.

Оптимал ЭлитМото 2Т.

Полусинтетическое масло. Производитель — компания «Нефтепродукт», Украина. Назначение — 2-тактные моторы высокой и средней мощности.

Преимущества масла — качественное смазывание, защита от засорения свечей, совместимость со многими типами моторов.

Total Quartz 9000 5w-40.

Качественное синтетическое масло, производство компании Total, Франция.

Предназначено для современных авто, имеющих разные типы моторов — дизель, бензин, с непосредственным впрыском, без или с турбиной, с сажевым фильтром и так далее.

Основные преимущества — надежная защита от износа, стойкость к окислительным процессам, долговечность.

Что касается отзывов о данных типах масел, то они самые «разношерстные».

Из положительных качеств отмечается:

  • схожесть по параметрам и качеству с «синтетикой»;
  • отличное сочетание цены и качества;
  • сравнительная долговечность. При этом многие рекомендуют делать замену хотя бы раз в 15 тысяч километров.

На фоне положительных есть и ряд противоречивых отзывов.

Так, многие считают, что лучше все-таки заливать синтетику, которая «отходит» намного дольше.

Кроме этого, многим не нравится скрытность производителей, которые выдают гидрокрекинговое масло за «синтетику», хотя по своей сути оно таковым не является.

Благодаря своей доступности и качеству, гидрокрекинговые моторные масла занимают далеко не последнее место на рынке.

Более того, с развитием технологии гидрокрекинга переработанный тип масла может обогнать «синтетику» по популярности. И на фоне последних успехов этому никто не удивится.

Источник:
http://autotopik.ru/obuchenie/916-gidrokrekingovoe-motornoe-maslo.html

Синтетика или гидрокрекинг: отличия и схожести

В вопросе выбора лубрикантов, автолюбители разделяются на два лагеря. Первый – поддерживает НС синтетику. Второй – классические синтетические продукты. Однако конечный выбор зависит от конкретного случая. Наша редакция собрала информацию по теме – гидрокрекинговое масло или синтетика, что выбрать.

Гидрокрекинг или синтетика что лучше? Перед выбором продукта необходимо знать отличия формул и свойств изделий.

ПАО синтетика

Высококачественное масло, производится путем химического синтеза основы. За сырье, как правило, берутся полиальфаолефиновые соединения легких углеводородов. Процедура синтеза формирует молекулярную структуру будущего масла. Отличительной особенностью считается отсутствие посторонних примесей, способных навредить двигателю или снизить срок эксплуатации лубриканта.

Дополнительно технология создания очень затратная. Поэтому 100% синтетика стоит на 70-150% дороже гидрокрекинговых смазок.

Также предельно чистая основа гарантирует такие параметры:

  • низкая испаряемость;
  • стойкость к перепадам температур;
  • стабильность формулы при высоких нагрузках;
  • минимальное образование шлама;
  • высокая степень защиты от коррозии.

Гидрокрекинговые масла

Процесс построения формулы представляет собой расщепление сложных углеводородов при высокой температуре в присутствии водорода. Простыми словами во время перегонки удаляется лишняя составляющая минерального сырья, что позволяет создать продукт глубокой степени очистки.

Гидрокрекинг позволяет повысить качество лубриканта до значений, превышающих номинальные показатели минералки. Однако у технологии имеется несколько серьезных недостатков.

  1. При расщеплении молекул теряется часть защитных свойств формулы.
  2. Характеристики изделия отстают от показателей 100% синтетики.
  3. Несовместимость с длительными межсервисными интервалами.

Синтетика или гидрокрекинг? Оба продукта схожи в следующих пунктах:

  • высокие защитные свойства;
  • стабильность вязкости при перепадах давления, температур, нагрузок;
  • возможность эксплуатации в современных моторах.

Выбор между гидрокрекинговым и синтетическим моторным маслом остается на плечах конечного потребителя. Каждый продукт имеет собственные достоинства и недостатки. Автопроизводители рекомендуют к применению обе разновидности. Однако при наличии большого количества сторонних факторов, влияющих на работу двигателя. Необходимо учитывать все плюсы и минусы обеих разновидностей.

Источник:
http://masladvig.ru/sintetika-ili-gidrokreking-otlichiya-i-shozhesti/

На каком масле? Исследуем синтетику и «суперсинтетику»

ПЯТЬ ГРУПП

Любое моторное масло — это смесь базового масла и пакета присадок. Сейчас базовые масла принято делить на пять основных групп.

Первая группа — обычная минералка, получаемая из тяжелых фракций нефти в присутствии различных растворителей.

Вторая группа — улучшенные минеральные масла, прошедшие процедуру гидрообработки, повышающую стабильность базового масла, и лучше очищенные от вредных примесей. У них своя ниша, преимущественно в области грузового транспорта, тяжелых судовых и промышленных дизелей, — они используются там, где расходы масла огромны и применение дорогой синтетики разорительно.

Третья группа — базовые масла, полученные по технологии гидрокрекинга (НС-технологии). На интернет-форумах «спецы» презрительно называют эти масла «кряком», хотя они занимают основную часть рынка. Какие-то фирмы позиционируют их как полусинтетические (хотя сами признают некорректность самого термина «полусинтетика»), какие-то называют НС-синтетиками. По сути это тоже минеральное масло, получаемое из соответствующих фракций нефти, но улучшенное — и по степени чистоты, и по молекулярной структуре.

Четвертая группа — Full Synthetic, или полностью синтетические масла. Их основа — полиальфаолефины (ПАО). Молекулы ПАО — это чисто синтетический продукт, который получается в результате химических реакций преимущественно из нефтяных газов — этилена или бутилена. Такие масла «собирают», как конструктор, а потому их свойства более предсказуемы, чем у минералки. Недостаток ПАО — высокая цена. Поэтому идут в ход маленькие хитрости: почему бы не смешать процентов двадцать- тридцать-сорок ПАО с «кряком» и не назвать такое масло полностью синтетическим? Ведь доля ПАО в синтетике нигде не оговаривается! Хитрость можно разгадать лишь по температуре вспышки, которая указывается в техническом описании масла: у ПАО она стремится к 250 °C и даже выше (бывает и 280 °C), а у чистых НС-синтетик — около 225 °C.

miniaturaHDRa

Пятая группа базовых масел объединяет все то, что не попало в первые четыре. И основное, вошедшее в эту группу и получившее активное распространение в производстве товарных масел, — это базовое масло на основе эстеров.

Эстеры — полностью синтетические соединения, полученные не из нефти, а преимущественно из растительного сырья, в основном из рапсового масла. Это чисто синтетический продукт, отличающийся полной стабильностью. Его молекулы имеют заряд, благодаря чему прилипают к металлическим стенкам и уверенно снижают износ. К сожалению, невозможно сделать масло, состоящее из одних эстеров: будут велики потери на трение. Потому масла пятой группы — это тоже смесь, чаще всего эстеров и ПАО, но при этом, поскольку для чистой синтетики часть эксплуатационных свойств получается задать на стадии сборки базового масла, объем пакета присадок может быть существенно меньше.

ЧТО НОВЕНЬКОГО?

Самая крутая группа — пятая, из которой мы и взяли три эстеровых масла, каждое со своими изюминками.

Cupper SAE 5W-40 Full Ester

Самое эстеровое, если можно так сказать: по заявлению производителя, содержит до 80% эстеров и всего 2,5% присадок со специальными металлоплакирующими (фр. laquer — покрывать) компонентами.

XENUM WRX 7.5W40

Эстеровое с микрокерамическими присадками на основе нитрида бора. Вообще-то, нитрид бора — мощный абразив, но тут используется очень мелкая фракция, которая, как утверждается, являет собой аналог твердой смазки в зонах трения. Отметим нетрадиционный, «дробный» класс по SAE и немалую цену.

KROON Oil Poly Tech 10W-40

Здесь применена так называемая OSP-технология, при которой в базовое масло на основе ПАО и эстеров включается до 30% специальных полиэфиров — полиалкиленгликолей (ПАГ). Они полностью растворяются в масле и способствуют лучшему растворению пакета присадок. Отметим высокий индекс вязкости ПАГ (свыше 180 единиц), что обеспечивает хорошие пусковые свойства при низких температурах. Примерная цена — 5000 рублей за 5 литров.

В компанию к эстерам взяли любопытную парочку из третьей и четвертой групп.

ТОТЕК Астра Робот 5W40

Это масло можно считать «самой полной» синтетикой: содержание ПАО максимальное. Об этом говорит наиболее высокая заявленная температура вспышки: 244 °С!

RAVENOL HCS 5W-40 API SL/SM/CF

Эту гидрокрекинговую синтетику примем за точку отсчета. Цена смешная.

Задача испытаний — посмотреть, как работают эти масла в идентичных условиях стендовых испытаний: чего ждать и на что надеяться? При этом мы не будем сравнивать между собой масла четвертой и пятой групп: соревнуются не они, а принципы развития направлений современного «маслостроения».

ДЛИННЫЙ ЗАЕЗД

Практически все маслопроизводители декларируют энергосберегающие функции, снижение износа, исключительную чистоту деталей, а также продленный ресурс масла. Проверить и сопоставить это можно только в ходе длительных стендовых испытаний, обеспечивающих идентичные условия работы для каждого продукта. Методика обкатанная.

Сердце исследовательской установки — стендовый двигатель на базе ВАЗ‑2111, причем условия работы масла в нем специально ужесточены. В частности, повышена степень сжатия и введено масляное охлаждение поршней: масло греется дополнительно. Пробы исследовали в химмотологической лаборатории кафедры двигателей, автомобилей и гусеничных машин Санкт-Петербургского политехнического университета и в «Северо-Западном центре экспертиз».

Читайте также  Герметик для сварных швов автомобиля: выбор, виды, применение

В таких условиях каждое масло отходило по 180 моточасов в режиме, характерном для движения машины по трассе (обычный автомобиль прошел бы за это время примерно 15 000 км); разве что число пусков‑прогревов у нас было значительно меньше.

По ходу испытаний мы отбирали пробы масла, чтобы отследить историю его старения. Параллельно замеряли мощность, расход топлива и токсичность отработавших газов. После каждого цикла мотор разбирали, чтобы оценить его состояние — в частности, степень износа.

МУЧЕНИЯ ГИДРОКРЕКИНГА

Первым в стендовый мотор залили масло, призванное задать начальный уровень отсчета. Это НС-синтетика RAVENOL HCS 5W‑40. Все было нормально, но через 130 моточасов после начала испытаний вязкость вывалилась за верхний предел, определяемый заявленным классом по SAE (16,3 сСт), что всегда приравнивается нами к формальному отказу. Пробег (в пересчете) — чуть больше 11 000 км. Резкое увеличение вязкости и определило заметное ухудшение характеристик двигателя: мощность снизилась на 3%, расход топлива увеличился на 7%.

ЧЕТВЕРТЫМ БУДЕШЬ?

Четвертую группу базовых масел в нашем тесте представляло «самое» синтетическое моторное масло — «ТОТЕК Астра Робот 5W40». И, надо признать, весьма успешно. На фоне гидрокрекингового масла были четко видны преимущества полной синтетики на базе ПАО.

Во‑первых, это ресурс. Условные 15 000 км масло проработало легко, его параметры остались в пределах заданных. Темп старения даже в предложенных жестких условиях оказался заметно более низким, чем у масел «младших» групп. И моторные характеристики в конце испытаний не слишком отличались от начальных.

Во‑вторых, это масло удивило своими низкотемпературными свойствами: —54 ºС — такова температура замерзания! Высокий индекс вязкости (под 170) обеспечивает хорошую вязкостно-температурную характеристику, гарантирующую оптимальную работу масла как при высоких температурах в нагруженных режимах, так и при холодном пуске.

Угар за весь цикл испытаний был минимальным. Сказалась малая летучесть, что косвенно подтверждается самой высокой температурой вспышки среди всех масел этой группы. А также результатами замеров токсичности отработавших газов: выход остаточных углеводородов заметно меньше, чем при работе мотора на других маслах, — нетопливная, то есть масляная, составляющая токсичности заметно уменьшилась. Откуда знаем, что именно масляная? Оттуда, что топливная составляющая при одном и том же бензине и одинаковых регулировках дает разницу только в пределах погрешности.

Уровень загрязнений в двигателе характерен для синтетик: невелик, но все-таки заметен.

МЕДЬ В МАСЛЕ

Первым представителем пятой группы было масло Cupper 5W40 Full Ester. Новый оригинальный пакет присадок, содержащий медь, должен обеспечивать металлоплакирующие свойства. Что это означает? На рабочих поверхностях деталей будет формироваться тонкая медная пленка, сглаживающая шероховатости, а также защищающая узлы трения от задира и износа. Положенные 15 000 км масло выдержало. После вскрытия двигателя увидели, что поверхности цилиндров стали напоминать шпон карельской березы — и цветом, и рисунком. Это и есть медь. А взвешивание деталей вообще повергло в шок: на вкладышах подшипников вместо убыли наблюдалось устойчивое увеличение массы! Минимальное, на уровне нескольких миллиграммов, — но увеличение! Неужели медь из масла перешла на рабочие поверхности вкладышей? И еще одно чудо: щелочное число в свежей (до испытаний) пробе масла составило всего около 3 мг КОН/г вместо привычных 6–10 КОН/г. Ошибка? Перемерили несколько раз — всё верно! И после испытаний оно снизилось лишь чуть-чуть. Вот что дает сочетание эстеровой основы и металлоплакирующего пакета присадок. С кольцами обошлось без чудес, но темп износа реально меньше, чем на эталонной гидрокрекинговой синтетике.

Ресурс похуже, чем у масла «ТОТЕК Астра Робот» на базе чистых ПАО, но значительно лучше, чем у эталонного «гидрокрекинга». Оно и понятно: присадки работают интенсивно, но их немного — поэтому ресурс масла не может быть бесконечным. Но напоминаем: условные 15 000 км масло честно отработало.

ЭСТЕРОВОЕ МОТОРНОЕ МАСЛО: БЕЛОЕ НА ЧЕРНОМ

«Эстеро-керамическое» масло Xenum WRX 7.5W40 с микрокерамикой дало рекордно низкую скорость износа поршневых колец и цилиндров, вдобавок снизилась скорость износа и у подшипников. «Твердая смазка» из нитрида бора работает! Энергосберегающий эффект в масле проявился как раз там, где обычным моторам приходится особенно тяжело — в максимальных режимах и, что выглядит странным для непрофессионалов, в режиме холостого хода. В первом случае на все детали действуют максимальные нагрузки, которым должно противостоять масло. Во втором — нагрузок нет, но и скорость относительного движения деталей, заставляющая их «всплыть» на слое масла, очень мала. Потому работает не все масло, а в основном его присадки.

Но без дегтя не обошлось.

Во‑первых, скорость старения этого масла из эстеровой группы оказалась заметно выше, чем у масла Cupper, — Xenum проиграл даже маслу ТОТЕК из группы ПАО. Цикл испытаний выдержан, но запас ресурса по его окончании был минимальным. По нашему мнению, это следствие более жестких условий работы масляной пленки в присутствии микрочастиц керамики. Очаговые локальные температуры в зонах трения, где работают твердые микрочастицы, могут повышаться, а это неизбежно портит базу масла.

Во‑вторых, низкотемпературные свойства этого масла тоже оказались не ахти. Впрочем, нестандартные «7.5» в классификации по SAE ничего другого и не обещали. И еще. После того как пробы масла некоторое время постояли на полочке, в них обнаружился плохо смываемый осадок! Даже долгое взбалтывание пробы не удаляло его с донышка бутылки. Чудес не бывает: керамика — тяжелая, долго удержать ее в объеме масла невозможно. Конечно, осадка было немного, но от него как-то не по себе. Успокаивает лишь тот факт, что масло на нашем рынке присутствует не первый день, но никаких связанных с ним «страшилок» вроде бы не обнаружено.

Отметим, что цвет проб менялся интенсивно. Изначально масло напоминало по цвету кефир: белое-белое. Через 40 моточасов оно уже стало похоже на обычное масло — темное, но осадок все равно был белесым. Нитрид бора, однако.

«ПОЛИ ТЕХ» В ПОЛИТЕХЕ

Испытания проводились в лаборатории кафедры двигателей питерского политеха. Как же пройти мимо масла с таким знакомым именем — KROON Oil Poly Tech? Единственное на нашем рынке масло группы ПАГ в целом подтвердило то, что гласило описание. Главное — при вскрытии мотора после 180 моточасов работы в жестких режимах мы обнаружили практически чистые поршни! Высокотемпературных отложений фактически не было, зона поршневых канавок оказалась чистой. А это значит, что кольца на этом масле работают нормально, никакого залегания ожидать не приходится.

Уровень низкотемпературных отложений оказался ниже, чем у других масел. Похоже, что полиалкиленгликолевая база масла их растворяет, как и было обещано производителем. И с ресурсом всё нормально: 15 000 км масло «прошло» с запасом на еще несколько тысяч километров.

Что касается ресурса двигателя и защиты от износа, всё тоже очень достойно, на уровне лучших эстеровых образцов и значительно лучше, чем у базовой НС-синтетики. А вот с «холодными» свойствами не так однозначно. Температура застывания — под минус пятьдесят, и это один из лучших показателей, а вот индекс вязкости не самый высокий. Не зря указан класс 10W‑40 по SAE.

МАСЛА ИЗ БУДУЩЕГО

Кто сказал, что все моторные масла льют из одной бочки? В ходе испытаний мы сделали для себя два важных открытия.

Во‑первых, НС-масла за свою цену работают вполне достойно и не способны испортить даже самый современный мотор.

Во‑вторых, есть более интересные варианты, чем самая распространенная на рынке третья группа. И каждое из рассмотренных масел имеет свои плюсы при единственном минусе — высокой цене. Но за хорошее и заплатить не грех, тем более что переплата чаще всего не превышает стоимости одной-двух заправок топливом. Если же учесть эффект энергосбережения (экономия бензина в среднем на 2–4%), улучшение динамики автомобиля, пусковых свойств и снижение скорости износа двигателя, то переплата и вовсе не выглядит пугающей.

Любое из испытанных нами масел можно безбоязненно заливать в мотор. По нашим сведениям, тот же Xenum очень любят гонщики. Cupper с его медью до сих пор кажется чем-то необъяснимым, но ведь выдержал же! К маслу ТОТЕК нет никаких вопросов. А полиалкиленгликолевое масло KROON Oil Poly Tech вообще расходится на ура. Короче, используйте смело — конечно, если группа качества выбранного масла согласуется с требованиями инструкции по эксплуатации автомобиля.

Впрочем, свое мнение не навязываем. Выбирайте сами. И — счастливого пути!

Источник:
http://www.zr.ru/content/articles/746102-na-kakom-masle-issleduem-sintetiku-supersintetiku/

Группы базовых масел, или Про синтетику и минералку. Часть 3 – Группа III Гидрокрекинг

Всем привет! В этой статье, поговорим про базовые масла III группы

Базовые масла третьей группы должны, так же, как и масла II группы содержать более 90% предельных (насыщенных) углеводородов и менее 0,03% серы.

Основная разница согласно классификации API кроется в индексе вязкости, который должен быть уже более 120. По факту, у готовых масел индекс гораздо больше.

По сути, III группа – это базовые масла, произведенные по технологии гидрокрекинга, именно этот процесс позволяет достичь нужных показателей.

Гидрокрекинговое базовое масло

Это самый спорный и неоднозначный вид базовых масел. Почему? Да потому что такое масло делается из той же нефти что и первые две группы, а называется синтетикой. Почему это так, я расскажу чуть позже

Вместе с тем, гидрокрекинг является самым массовым и популярным на сегодняшний день видом базового масла.

Слово «Гидрокрекинг» (по-английски Hydrocracking) произошло от двух слов – Hydro – «водород» и crack – «расщеплять, разламывать»

Технологии гидрокрекинга различных производителей

На изображении вы видите технологии гидрокрекинга трех разных производителей – это Liqui Moly, Chevron и Petro Canada.

В качестве сырья используется парафиновый гач или газойль, полученные при вакуумной перегонке на первых этапах переработки нефти.

В процессе производства, происходит обработка парафинов, водородом в присутствии каталитического нейтрализатора.

Смысл каталитического гидрокрекинга – разделить длинные молекулярные цепочки тяжелых углеводородов (парафины) с длиной (> C35) на более короткие (C20 — C35) с однородной структурой (изопарафины) и насытить места разрывов цепочек водородом, увеличить количество изопарафинов, раскрыть кольца ароматических и нафтеновых молекул.

Из презентации Petro Canada

Все это происходит при давлении до 400 атмосфер, а температура доходит до 500⁰С.

При этом, из базы, с помощью того же водорода, удаляются серные, азотистые и другие нежелательные соединения

Далее, чтобы не допустить разрыва новых молекулярных цепочек, масло дистиллируется в вакууме, а затем удаляются остатки парафинов.

Результатом становится высококачественное базовое масло с отличным индексом вязкости, достойной противоокислительной стабильностью, низким содержанием серы, хорошими низкотемпературными свойствами, низкой испаряемостью.

Чтобы еще улучшить низкотемпературные свойства и индекс вязкости, может применяться и применяется некоторыми компаниями гидроизомеризация – это процесс превращения линейных цепочек парафинов в разветвленные под воздействием водорода. Так поступает, например, Shell при производстве своих XHVI масел и Petro Canada при производстве HT синтетики.

Читайте также  Рейтинг антигравийных плёнок

Изомеризация

Современные масла на базе гидрокрекинга с хорошими пакетами присадок не особо уступают так называемым «настоящим синтетическим» маслам из IV и V групп. Главные отличия, пожалуй, в низкотемпературных свойствах, стабильности к окислению и испаряемости, да и то эти отличия не такие и большие.

Самыми крупными мировыми производителями базовых масел III группы являются:

Самые крупные производители масел III группы

  • SK Lubricants
  • Shell
  • S-Oil
  • Neste
  • Adnoc
  • Petronas
  • Petro Canada

Также производством таких масел занимаются:

Другие крупные производители базовых масел III группы

ExxonMobil, GS Caltex, Лукойл, Nippon Oil и другие компании

Каждый производитель называет свою технологию гидрокрекинга по-своему, поэтому на канистрах можно встретить следующие названия и аббревиатуры, которые скажут нам о том, что это гидрокрекинг:

HC-Synthese, НС-синтетика, High-Tech-Synthese-Technology, HT, VHVI, XHVI и другие…

Кстати, многие оригинальные OEM масла (Toyota, Nissan итд) делаются тоже на базе III группы

Ну и для сравнения, давайте посмотрим на интересную таблицу из отличной книги бывшего старшего научного сотрудника института энергетики, автора нескольких книг и множества научных статей, бакалавра в области химии Leslie R. Rudnick

В данной таблице приведено сравнение базовых масел I, II и III групп одинаковой вязкости.

По всем основным показателям, преимущество группы III очевидно. Давайте по порядку:

-Индекс вязкости 133 против 95 и 99

-Температура вспышки 234 против 216 и 222

-Температура застывания -15 против -12

-CCS (динамическая вязкость при имитации проворачивания) при -20⁰С равна 1230 cP против 2100 и 2000

-Испаряемость по Noack также почти в два раза меньше – 7,8 против 17 и 16,5

-Содержание серы – менее 10 ppm (частей на миллион) против 5800 и 300, а содержание азота менее 1 ppm против 12 и 4

А теперь перейдем к вопросу «синтетичности» гидрокрекинговых масел. Напомню, что несмотря на то что такие базовые масла производятся из сырой нефти, так же, как и группы I и II, в большинстве стран, в том числе и в России на их упаковке пишут «Синтетика»

Гидрокрекинг – это синтетика или нет?

Споры по этому поводу не утихают уже долгие годы, а многие автолюбители, узнав нюансы тут же начинают считать, что их просто обманывают.

Оценить эту ситуацию каждый может по-своему, а я же расскажу, как и почему гидрокрекинговые масла стали называть синтетическими.

Я расскажу здесь по-простому и вкратце, а в описании оставлю ссылку, перейдя по которой можно ознакомиться с ситуацией подробнее.

Итак, все началось в конце 90-х годов прошлого столетия, когда компания Castrol, успешно продающая свои передовые синтетические масла Syntec® при производстве которых использовались ПАО, решила вдруг изменить состав масла. И просто заменила ПАО на гидрообработанное базовое масло. Такой финт естественно позволил существенно снизить цены на готовые масла. Надпись «Синтетика» при этом естественно осталась. При этом еще и крутились рекламные ролики, в которых говорилось о «Превосходной защите двигателя» и «Уникальной молекулярной структуре»

Старая реклама Castrol

Товарищи из Mobil, естественно не смогли сдержаться, так как «Синтетика» от Castrol была дешевле «Синтетики» от Mobil, а изготовлена при этом по другой технологии.

В результате Mobil подала жалобу о вводящей в заблуждение и обманывающей потребителей рекламе Castrol в Отдел национальной рекламы США (NAD).

Mobil утверждал что настоящие синтетические материалы должны создаваться искусственным путем из простых молекул, которые сами по себе не являются естественными.

Castrol же заявлял что в процессе гидрокрекинга молекулярная структура вещества (парафинов) разрушается и далее, в процессе химических реакций, образуются новые молекулы, отличные от встречающихся в природе. И это, вроде как тоже синтез.

Данный конфликт вызвал весьма бурную реакцию в индустрии. А такие научно-технические организации как SAE и API вообще перестали употреблять термин «Синтетика» в своих документах.

Ну а решение по этому делу было неоднозначным и кардинально повлияло на дальнейшее развитие индустрии.

В апреле 1999г NAD объявил, что представленные компанией Castrol доказательства, являются разумным основанием считать их продукт синтетическим.

Кроме того, решение SAE и API об отказе использования термина «Синтетика» в документах, NAD посчитал как решение отрасли не ограничивать использование этого термина.

Таким образом, термин «Синтетика» стал маркетинговым и перестал обозначать технологию производства.

Помните же эту сноску:

Шумихи было конечно много, но тем не менее многие известные производители посчитали решение правильным.

Ну а дальше, как вы понимаете, понеслось. Настала эра гидрокрекинга. Все захотели производить такую синтетику и технологии гидрокрекинга стали очень активно развиваться, что продолжается и в настоящее время.

Учитывая все вышесказанное, каждый, наверное, сам сделает свой вывод и решит обман это или нет – писать на маслах, произведенных из III группы слово «Синтетика»

Стоит добавить, что в таких маслах нет ничего такого плохого, а современные представители совсем немного уступают синтетическим маслам на ПАО.

Источник:
http://oilshop42.ru/group3-hydrocracking/

Как часто менять масло? второй вопрос как понять гидрокрекинговые моторное масло – это хорошо или плохо?

Как часто менять масло? второй вопрос ,как понять гидрокрекинговые моторное масло – это хорошо или плохо?

12 декабря 2014

Приближается плановое ТО (10 тыс. км.) выбирая масло для замены и прислушиваясь к мнению производителей о том что, » двигатели 1ZR-FE и 1NR-FE, рассчитаны на применение моторного масла с вязкостью 0W20. На это прямо указано в сервисной книжке, но её мало кто читает, видимо. Эти двигатели имеют уменьшенные зазоры между трущимися деталями, что позволяет использовать масла с меньшей вязкостью, поэтому, соответственно, меньше потерь на трение. Двигатель предыдущего поколения 4ZZ-FE рассчитан на масло с вязкостью 5W30. Моторные масла лучше использовать оригинальные, но можно и других производителей, предпочтительней японских, например таких, как Idemitsu или Eneos».
Что же все таки скрывает в себе гидрокренинговое масло?
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день существует немало различных классификаций моторных масел. Это и классификация по API (Американский институт нефти), по ILSAC (Международный комитет по стандартизации и одобрению смазочных материалов) и по ACEA (Ассоциация европейских автопроизводителей). Однако сегодня я хочу остановиться на одной из классификаций, которую большинство производителей моторных масел не выносят на красочные этикетки и часто не упоминают в технических документах, как я полагаю, из маркетинговых соображений. Это классификация моторных масел по типу базового масла, на основе которого оно изготовлено. Рассмотрим подробнее именно ее:

15 декабря 2014 16:30

— I группа: масла на нефтяной или минеральной основе (минералка), полученные путем «простой» очистки (перегонки) исходного сырья

— II группа: масла на нефтяной или минеральной основе (крекинг), полученные путем гидрокрекинга, т.е. масла высокой степени очистки

— III группа: масла на основе неорганического синтеза, в основном это полиальфаолефины (ПАО), синтетика

— IV группа: масла на основе органического синтеза, основную часть которых составляют эстеры.
В итоге получаем: минералка, гидрокрекинг, ПАО и эстеры. Теперь рассмотрим подробнее сильные и слабые стороны каждой группы.
Минералка: недорогое производство, хорошо растворяет присадки, но не термостабильна и дает значительные отложения.
Гидрокрекинг: относительно недорогое производство, хорошие смазывающие свойства, не агрессивность к РТИ, в большинстве своем слабые низкотемпературные характеристики, ограниченные интервалы замены, прочность масляной пленки ниже, чем у настоящей синтетики.
ПАО: хорошая термостабильность в широком диапазоне температур, отличная низкотемпературная текучесть, хорошие моющие свойства, увеличенные интервалы замены, дорогое производство, плохие смазывающие свойства, плохая растворимость присадок.
Эстеры: отличная низкотемпературная текучесть, хорошие моющие свойства, непревзойдённая прочность масляной пленки, низкий % угара, весьма дорогое производство, гигроскопичность.
Надо заметить, что на практике практически не встречается масло, состоящее только из какой-то одной группы, как правило, существует микс обычно из двух групп.

Гидрокрекинговые масла
В большинстве своем оригинальные масла для японских автомобилей, предназначенных для внутреннего рынка Японии, являются гидрокрекинговыми или маслами III группы, которые еще называют маслами технологии VHVI или НС-синтеза. Сами японцы называют свои масла «минеральными», и это правильно, т.к. основой для их производства служит нефть. Пускай это продукт очень высокой степени очистки и высокорафинированный, но всё же это масла нефтяного происхождения. Несколько по-другому обстоят дела у других производителей, например, у европейских маслобрендов. Некоторые из них называют гидрокрекинговые масла «синтетикой» и пишут об этом на канистрах: «Синтетика» или «100% синтетика». На сегодняшний день многие известные маслобренды планомерно и намеренно вводят в заблуждение автовладельцев, указывая на канистре красивые надписи «Синтетика», при этом заливая туда в лучшем случае III группу. Использование аббревиатуры VHVI или НС-синтез позволило некоторым производителям (не во всех странах) юридически узаконить формулировку: гидрокрекинг = синтетика.
Но не все так плохо, если у Вас в ДВС залито гидрокрекинговое масло. На данный момент по эксплуатационным характеристикам гидрокрекинг вплотную догнал ПАО-синтетику и даже обошел ее по некоторым позициям. Самый большой плюс современного гидрокрекинга — это цена, которая значительно ниже ПАО или эстеров. Исходя из этих соображений все больше и больше именитых брендов «сползают» на гидрокрекинг, а маркетологи умело маскируют данный факт под революцию в области производства смазочных материалов.

15 декабря 2014 16:30

И так, Гидрокрекинговое масла — это продукты перегонки и глубокой очистки нефти. Гидрокрекинг отбрасывает все «ненужное», ну а если захватывается что-то «полезное», необходимые свойства придаются с помощью присадок. Но четко отфильтровать ненужные примеси сложно — поэтому может быть справедливым большее нагарообразование и «содействие» коррозии у гидрокрекинговых масел по сравнению «синтетикой». Зато они обладают высоким индексом вязкости, противоокислительной стойкостью и стойкостью к деформациям сдвига, а от износа могут защищать, даже лучше, чем синтетические. С другой стороны, «синтетика» более однородна в смысле линейности углеводородных цепей, что дает преимущества, например, в температуре замерзания. К слову сказать, и гидрокрекинг и синтез можно доводить до разной степени совершенства — здесь в игру вступает соотношение «цена-качество». Ну, и желание сэкономить, и боязнь потерять репутацию, конечно. Так что разные компании, делая базовое масло при слегка отличающихся условиях, могут получить совершенно разные продукты… Какие-то компании причисляют гидрокрекинговые масла к «минералке», некоторые — выдают за «синтетику».
Выбор всегда остается за нами!

Источник:
http://sct.by/hub/37/-kak-chast-menyat-maslo-vtoroy-vpros-kak-ponyat-gidrokrekingovye-motornoe-maslo—eto-khorosho-ili-plokho-/