Лишние лошадки: опасный и бессмысленный чип-тюнинг атмосферных моторов

Лишние лошадки: опасный и бессмысленный чип-тюнинг атмосферных моторов

Лучше всего перспективность подобного подхода демонстрируют, как ни странно, сами автопроизводители. Вот два почти одинаковых Polo Sedan, но у одного мотор мощностью 85 л. с., а у другого – 110, а отличие только в прошивке электронного блока управления двигателем. А турбонаддувный мотор 1,8 есть и 152 л. с., и 180 л. с.! При этом по «железу» снова никаких отличий, только по «софту». Значит, чип-тюнинг работает, дает результаты… И вот уже владелец машины решает, что получить 30 сил сверх отведенного заводом не так уж сложно, нужно только поставить новую прошивку.

Проблема в том, что как не все йогурты одинаково полезны, так и чип-тюнинг бывает и вовсе даже вредным. Заводские прошивки не только крайне консервативны и соответствуют строгим экологическим нормам и оптимизированы по расходу топлива, но и очень тщательно обкатаны во всех возможных режимах. Чего нельзя сказать о программах ECU от сторонних поставщиков, даже весьма недешевых, не говоря уже о совсем кустарных.

Что приобретают и что могут потерять владельцы машин в результате изменений? Тюнинг турбированных и атмосферных моторов стоит рассмотреть отдельно, потому что подход и требования к таким прошивкам очень уж отличаются. И начнем с наиболее распространенных, простых, надежных и не особенно мощных атмо-моторов малого и среднего объема. С которыми чаще всего и ощущается недостаток мощности.

«Атмосферный» тюнинг

Казалось бы, вот у уже упомянутого VW Polo заводской «тюнинг» дает 20-25 сил, что составляет солидную прибавку для его мотора. Но не обманывайтесь, подобный результат лишь следствие того, что более слабая прошивка на самом деле просто специально урезана по мощности от оптимального.

Тюнинг 110-сильной версии двигателя тоже может прибавить лошадиных сил, но, во-первых, совсем немного, а во-вторых, даже это дополнение почти не ощутить на деле. Фактически это будет плацебо для водителя. И суть проблемы – в особенностях тюнинга атмосферных моторов.

Давайте вспомним немного теории. Мощность – это работа в единицу времени, а в случае с двигателем внутреннего сгорания – это произведение крутящего момента на число оборотов в единицу времени. Нетрудно догадаться, что для повышения максимальной мощности можно увеличить либо момент, либо обороты.

Крутящий момент на промежуточных режимах увеличить можно, но поднять максимальное его значение без переделки «железа» уже намного сложнее. А если еще и нельзя ничего поменять в самой начинке двигателя, то вся прибавка максимальной мощности будет строго за счет меньшего падения момента на самых высоких оборотах и сдвига «отсечки» на 500-1 000 оборотов.

К счастью, для ощущения динамики при езде важна не только максимальная мощность, которую так сложно поднять. Момент и мощность на промежуточных режимах можно увеличить более существенно, в результате чего мотор будет лучше раскручиваться, и улучшится его эластичность. Нет, не надейтесь, на разгон до сотни это почти не повлияет, тут-то как раз важна именно максимальная мощность, особенно если коробка передач у машины многоступенчатая и быстрая. Но ездить с «тюнингом промежуточных режимов» будет приятнее.

Помимо минусов, для двигателя возможны и другие «фокусы», связанные с неумелым вмешательством, но в абсолютном большинстве случаев «тюнеры» не трогают работу вспомогательных систем. Часто они даже избегают очень желательного вмешательства в алгоритмы работы управляемого термостата, координируемого маслонасоса и помп системы охлаждения. Это бывает крайне полезным для многих современных моторов, в частности – на BMW.

Так что же, сплошные минусы? Конечно нет. Обычно в плюсах «атмосферного» чип-тюнинга – улучшение отзывчивости на средних оборотах за счет отказа от соблюдения жестких экологических норм, иногда даже может быть небольшое улучшение экономичности, и присутствует призрачная надежда на повышение объективных динамических параметров за счет увеличения максимальной мощности.

Вряд ли плюсов будет больше, ибо комплексная работа с прошивками пока остается областью работы «больших» тюнинговых фирм и чаще всего касается машин премиальных марок или хотя бы чего-то очень харизматичного и спортивного, вроде Honda или Mazda. И даже они, серьезные тюнеры, мало что обещают без изменений в самом моторе.

Если вы все же решились

Конечно же, при выборе прошивки стоит отдать предпочтение «брендированной» версии ПО или редкому случаю, когда есть заводская прошивка большей мощности. Если у вас имеется возможность хотя бы найти отзывы обладателей таких же моторов с подобным чип-тюнингом, то это уже большой плюс.

А гарантии Дяди Васи из гаража, который «да уже много кому ее залил и все летает», как вы понимаете, действуют вплоть до выезда за ворота этого самого гаража. Вряд ли Дядя сам знает, какие особенности несет прошивка.

Гарантия серьезного тюнингового ателье уже куда весомее, вот только цена за совершенно незначительное улучшение характеристик машины может оказаться несоразмерной. Ведь лишние 5-10 л. с. с мотора мощностью в 150-250 сил обойдутся не дешевле 40 тысяч рублей, а зачастую еще раза в два-три дороже. Потому-то, собственно, и шьют неизвестно что.

Источник:
http://www.kolesa.ru/article/lishnie-loshadki-opasnyj-i-bessmyslennyj-chiptjuning-atmosfernyh-motorov-2016-03-16

Польза и вред от перепрошивки «машинных мозгов»

В каждом автомобиле присутствует специальный блок управления, который контролирует действующие процессы в двигателе. Стандартные настройки вносятся в этот блок ещё на заводе-производителе. В случае когда владельца авто не устраивают существующие параметры настроек, он вправе подвергнуть свой автомобиль чип-тюнингу двигателя, чтобы улучшить имеющиеся характеристики.

Что представляет собой чип-тюнинг?

Процедура оптимизирует программу управления двигателем автомобиля, конечная цель которой — это увеличение мощностных характеристик мотора, а проще говоря — это перепрошивка ЭБУ (электронный блок управления). Другими словами, при чиповании оптимизируют настройки разных режимов работы движка без механического вмешательства, изменения вносятся при перепрограммировании блока управления. Далее рассмотрим плюсы и минусы чип-тюнинг двигателя автомобиля на подробных примерах.

Положительные стороны чиповки двигателя

Что даёт чип-тюнинг:

  • При изменении прошивки чипа можно добиться увеличения мощностных характеристик до 25%, но на деле прирост не превышает 13–16%.
  • Уменьшение расхода топлива в среднем на 4%, конечно, выгода не большая, но если учесть цены на топливо, то сэкономить немного всё-таки удастся.
  • Чип-тюнинг позволяет устранить ошибки двигателя.
  • Чипование даёт возможность убрать заводские ограничения скорости.
  • На дороге с интенсивным движением возможности ускорения улучшаются.
  • Чип-тюнинг произвести проще, чем полную модернизацию двигателя.
  • Есть возможность настроить прошивку под собственный стиль вождения.
  • Легко произвести откат установок чипа к первоначальным заводским настройкам.

Что может произойти в случае некачественной перенастройки и какие бывают сопутствующие риски и минусы у этой процедуры

В случае, когда чипованием занимаются дилетанты, есть большая вероятность получить некачественную прошивку для чипа, которая его «убьёт». Как правило, это уже не исправишь. Естественно, давать вам гарантии на внесённые изменения никто не будет. Поэтому лучше доплатить и обратиться к профессионалам.

Чип- тюнинг может быть вреден:

  • Уменьшением ресурса запчастей мотора. К сожалению, это правда, доказанная на практике, но не так всё страшно, значение снижения редко превышает 5%.
  • Может увеличиться расход топлива при неправильно выполненной процедуре.
  • Чип-тюнинг достаточно дорогое удовольствие, качественная перепрошивка настроек может обойтись достаточно в крупную сумму, порядка десятка тысяч рублей.

Последствия чип-тюнинга двигателя могут быть плачевными, поэтому перед тем, как отправляться на процедуру, постарайтесь по максимуму разузнать всё о блоке управления двигателем, о его модели. На некоторых моделях производители устанавливают специальное ПО, которое невозможно изменить, в этом случае чип-тюнинг производить нельзя.

Убедившись в том, что делать прошивку можно, следующим шагом будет извлечение блока управления и считывание с него заводской программы. Размер информации, как правило, не превышает 1 Мб. Содержание заводского ПО — это таблицы параметров, которые можно менять, если их правильно отредактировать, то можно повлиять на настройки работы двигателя в режиме холостого хода, температурный режим, найти подходящее соотношение крутящего момента и мощности и т. д.

В последнее время делают чип-тюнинг при помощи «Стэп-Пауэр» — это специальное приспособление, при помощи которого можно загружать в чип одновременно несколько прошивок управления. А в последующем переключение между установками двигателя можно производить прямо во время движения, такие действия являются абсолютно безопасными.

Для каких автомобилей чип-тюнинг двигателя пойдёт на пользу?

  1. Машины, на которых установлено ГБО, такое оборудование обязует произвести чип-тюнинг, так как при переходе с одного вида топлива на другое изменяются и характеристики работы двигателя. Поэтому тюнинг тут просто необходим.
  2. Присутствие турбонагнетателя также обязывает произвести перепрошивку чипа для повышения эффективности. При этом могут увеличиться характеристики мощности до 20%.
  3. В случае с турбодизелем тоже можно повысить мощность, но уже на четверть, а показатель крутящего момента возрастёт на треть.
  4. Прописан чип-тюнинг и атмосферным двигателям, в случае правильной перепрошивки прибавится к имеющейся мощности примерно 10%.

Чип-тюнинг и ресурс двигателя

Как же влияет чип-тюнинг на ресурс и вреден ли он для двигателя?

Если чиповка выполнена профессионально, то ни о каком сокращении ресурсов не может быть и речи. Кроме того, возросший крутящий момент в области низких и средних оборотов позволяет быстрее переключать передачи, что не даёт возможности работать двигателю на высоких оборотах.

Атмосферные двигатели

Разберёмся, какие бывают плюсы и минусы чип-тюнинга атмосферных двигателей.

Сейчас достаточно много автомобилей с атмосферным двигателем. Скажем сразу, что минусов будет больше. Чипование для таких движков добавляет совсем немного лошадиных сил, практически не ощутимое на практике. Всё дело в особенности тюнинга атмосферных двигателей.

А к плюсам можно отнести отказ от соблюдения строгих экологических норм, благодаря чему повысится отзывчивость на средних оборотах. Значительно экономить топливо тоже не получится, чип-тюнинг не сильно на это влияет. На этом с плюсами собственно и всё.

Лучшим вариантом для атмосферного двигателя будет подогнать прошивку именно под конкретный двигатель и провести проверку на беговых барабанах или в процессе езды по дороге. Но следует заметить, что такая операция обойдётся в приличную сумму и, как правило, применяется только при основательном тюнинге, когда полностью меняют всё «железо».

Дизельные двигатели

Этот мотор не такой капризный, как атмосферный. Сразу скажем, что процедура влияет положительно и достаточно эффективна для этого типа.

К плюсам однозначно можно отнести:

  • Повышение скоростных и тяговых характеристик, облегчающих управление автомобилем.
  • Облегчение движения загруженного авто.
  • Тюнинг дизельного двигателя на порядок дешевле, чем процедура модернизации.
  • Обратимость процесса.
  • Возможность настройки «под себя».

Ну а что касается минусов, то он всего один — это увеличение аппетитов движка при достаточно агрессивном вождении. Качественный тюнинг дизеля никак не влияет на ресурс двигателя.

Подведя итог всего вышеописанного, скажем, что качественно проведённая процедура чип-тюнинга может дать достаточно много положительных характеристик вашему авто и улучшить уже имеющиеся. Раньше чтобы сделать свой автомобиль лучше, его необходимо было поменять на новый, но сейчас всё намного проще. Нужно всего лишь сделать несложный апгрейд и получить мощный агрегат, тем более что есть возможность всё вернуть назад и восстановить заводские настройки.

Читайте также  Галогеновые лампы H4 с белым светом для авто

Источник:
http://remam.ru/tune/plyusy-i-minusy-chip-tyuning-dvigatelya.html

Что такое чип-тюнинг: плюсы и минусы

Найдите специалиста по чип-тюнингу

Сделайте чип-тюнинг у проверенного специалиста с выдачей сертификата и возможностью манибэка.

АДАКТ против удаления корректно работающего катализатора.
Узнайте про возможные последствия для автомобиля.

«ресурс с миллиона скатится до 7000 км»

Владельцам сложно понять, откуда берется дополнительная мощность. Они уверены, что железо не рассчитано на такую нагрузку и не понимают, почему на заводской прошивке хуже показатели.

Почему занижают мощность:

  • Для производителя автомобилей дешевле ограничивать возможности на программном уровне. Это уменьшает количество технологических процессов на заводе и стандартизирует требования к поставляемому железу. Затраты на производство сокращаются.
    Пример: Mercedes-Benz ML 320 и Mercedes-Benz ML 280 в 164 кузове, у которых один дизельный мотор, а отличия только на уровне прошивки блока управления. Аналогичная ситуация с Volkswagen T5 2.0 литра. Мощность версий регулируется на уровне ЭБУ.
  • Разница в экологических требованиях и налогах — проблема для производителей. При продажах в конкретной стране нужно адаптировать модель под её условия. Делать это на уровне железа — нести дополнительные издержки. Дешевле и быстрее адаптировать авто за счет изменений на программном уровне.

Мощность берется не из воздуха, а за счет оптимизации параметров. Дополнительной нагрузки на железо не происходит. Многие дилеры открыто признают это и предлагают услуги по прошивке. Например, дилеры BMW в Москве и Питере или дилер Skoda.

Откуда случаи неисправностей

  1. Установлена непроверенная прошивка от любителей. Калибровка произведена неверно и это плохо отразится на ресурсе двигателя. Доверяйте авто только профессионалам.
  2. До чип-тюнинга в машине были неполадки. Именно поэтому опытный мастер сначала делает диагностику.
  3. Плохое обслуживание, никак не связанное с изменением ПО.

Реальные последствия

  • Ресурс двигателя не сокращается;
  • Повышаются требования к качеству топлива;
  • При установке динамических (спортивных) прошивок требуется внимательнее следить за техническим состоянием.

  • Увеличатся мощность двигателя и крутящий момент без технической модификации.
    Замер мощности Kia Rio 1.6:


Красная линия — сток, зеленая линия — прошивка АДАКТ; график слева — крутящий момент, график справа — мощность

  • Улучшится динамика автомобиля;
  • Снизится время разгона. Идти на обгон станет безопаснее;
  • Можно корректно отключить катализатор или сажевый фильтр, убрав ошибки двигателя без ухудшения качества смеси;
  • Машина перестает «тупить» при включенном кондиционере;
  • Повышается тяга на низких оборотах;
  • Переключение передач становится более мягким, исчезают провалы;
  • Педаль газа становится чувствительнее: улучшается реакция двигателя на нажатие, исчезает «задумчивость» машины;
  • Уменьшается турбояма на турбированном двигателе;
  • Улучшается работа на холостых оборотах;
  • Всегда можно вернуть стоковую прошивку.
  • Основной плюс для каждой модели и владельца свой. Некоторых больше всего раздражает «тупизна» электронной педали газа, кому-то не хватает тяги на низах, кто-то добивается более плавной работы коробки передач.

    Преимущества АДАКТ

    • Гарантия безопасности и качества прошивки. Это подтверждают сертификаты соответствия стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2011 и опыт калибровщиков. Мы работаем с 2006 года, все прошивки обкатаны и проверены в условиях многолетнего использования;
    • Сертификат, который подтверждает, что установили официальную программу ADACT, а не подделку;
    • Подтвержденные результаты. Мы прошили больше всего автомобилей в России и постоянно получаем положительные отзывы от клиентов;
    • Не уменьшается ресурс двигателя;
    • Сохранены все диагностические функции и коды неисправностей от производителя. При возникновении любой поломки диагностика покажет причину. Исключение — переход на Е2. В этом случае удаляются ошибки, которые появляются при смене экологического стандарта;
    • Демократичные цены. Мы ориентированы на обычных водителей, а не на владельцев спортивных авто;
    • Тест-драйв. В течение 10 дней вы тестируете результаты и можете вернуть деньги назад, если что-то не понравится.

    Отзыв владельца Митсубиси Паджеро Спорт о прошивке АДАКТ:

    Как делают чип-тюнинг

    Что будет с гарантией дилера

    В большинстве случаев с гарантией ничего не происходит:

    • Изменения в прошивке трудно обнаружить многим автодилерам. При ТО это не происходит;
    • Если дилер обнаруживает, что установлено неофициальное ПО, он его заменяет. По закону «О защите прав потребителей» отказать в обслуживании он не может;
    • Официальные дилеры сами предлагают услуги перепрограммирования ЭБУ.

    Если опасаетесь потери гарантии, можно заливать сток перед поездкой к дилеру.

    1. На двигатель ставится левый чип.
      Работой электронного блока управления двигателем управляет специальное программное обеспечение. Изменяется только управляющая программа. Она заливается через диагностический разъем, никаких внешних модификаций не делается.
    2. После прошивки увеличивается расход топлива.
      ПО от АДАКТ оптимизирует работу двигателя и иногда снижает расход топлива. Некоторые клиенты говорят об увеличении, но происходит это из-за смены стиля езды. Когда автомобиль становится динамичней, лучше идет на обгон и прекрасно ведет себя на трассе — зачем его сдерживать?
    3. Ничего не меняется.
      Прочитайте отзывы клиентов и посмотрите графики замеров. Приезжайте на прошивку и ощутите разницу. Даем 10 дней на тест-драйв. Если не понравится, полностью вернем деньги и восстановим оригинальную программу.

    Что такое чип-тюнинг двигателя? Это прошивка улучшенного программного обеспечения электронного блока управления, который управляет работой систем автомобиля.

    Аналог — установка операционных систем на компьютеры, сотовые телефоны или игровые приставки. Под индивидуальные запросы создается программное обеспечение, которое управляет работой железа.

    • Увеличиваются требования к качеству топлива;
    • Разовые финансовые затраты;
    • Увеличивается экологическая нагрузка при переходе на нормы токсичности Е2;
    • При прошивке у непрофессионалов или установке плохо откалиброванного ПО можно получить отрицательный результат.

    Вреден ли чип-тюнинг

    Часть водителей думает, что прошивка сокращает ресурс двигателя. «Эксперты» пишут:

    «ресурс с миллиона скатится до 7000 км»

    Владельцам сложно понять, откуда берется дополнительная мощность. Они уверены, что железо не рассчитано на такую нагрузку и не понимают, почему на заводской прошивке хуже показатели.

    Почему занижают мощность:

    • Для производителя автомобилей дешевле ограничивать возможности на программном уровне. Это уменьшает количество технологических процессов на заводе и стандартизирует требования к поставляемому железу. Затраты на производство сокращаются.
      Пример: Mercedes-Benz ML 320 и Mercedes-Benz ML 280 в 164 кузове, у которых один дизельный мотор, а отличия только на уровне прошивки блока управления. Аналогичная ситуация с Volkswagen T5 2.0 литра. Мощность версий регулируется на уровне ЭБУ.
    • Разница в экологических требованиях и налогах — проблема для производителей. При продажах в конкретной стране нужно адаптировать модель под её условия. Делать это на уровне железа — нести дополнительные издержки. Дешевле и быстрее адаптировать авто за счет изменений на программном уровне.

    Мощность берется не из воздуха, а за счет оптимизации параметров. Дополнительной нагрузки на железо не происходит. Многие дилеры открыто признают это и предлагают услуги по прошивке. Например, дилеры BMW в Москве и Питере или дилер Skoda.

    Откуда случаи неисправностей

    1. Установлена непроверенная прошивка от любителей. Калибровка произведена неверно и это плохо отразится на ресурсе двигателя. Доверяйте авто только профессионалам.
    2. До чип-тюнинга в машине были неполадки. Именно поэтому опытный мастер сначала делает диагностику.
    3. Плохое обслуживание, никак не связанное с изменением ПО.

    Реальные последствия

    • Ресурс двигателя не сокращается;
    • Повышаются требования к качеству топлива;
    • При установке динамических (спортивных) прошивок требуется внимательнее следить за техническим состоянием.

    • Увеличатся мощность двигателя и крутящий момент без технической модификации.
      Замер мощности Kia Rio 1.6:


    Красная линия — сток, зеленая линия — прошивка АДАКТ; график слева — крутящий момент, график справа — мощность

  • Улучшится динамика автомобиля;
  • Снизится время разгона. Идти на обгон станет безопаснее;
  • Можно корректно отключить катализатор или сажевый фильтр, убрав ошибки двигателя без ухудшения качества смеси;
  • Машина перестает «тупить» при включенном кондиционере;
  • Повышается тяга на низких оборотах;
  • Переключение передач становится более мягким, исчезают провалы;
  • Педаль газа становится чувствительнее: улучшается реакция двигателя на нажатие, исчезает «задумчивость» машины;
  • Уменьшается турбояма на турбированном двигателе;
  • Улучшается работа на холостых оборотах;
  • Всегда можно вернуть стоковую прошивку.
  • Основной плюс для каждой модели и владельца свой. Некоторых больше всего раздражает «тупизна» электронной педали газа, кому-то не хватает тяги на низах, кто-то добивается более плавной работы коробки передач.

    Преимущества АДАКТ

    • Гарантия безопасности и качества прошивки. Это подтверждают сертификаты соответствия стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2011 и опыт калибровщиков. Мы работаем с 2006 года, все прошивки обкатаны и проверены в условиях многолетнего использования;
    • Сертификат, который подтверждает, что установили официальную программу ADACT, а не подделку;
    • Подтвержденные результаты. Мы прошили больше всего автомобилей в России и постоянно получаем положительные отзывы от клиентов;
    • Не уменьшается ресурс двигателя;
    • Сохранены все диагностические функции и коды неисправностей от производителя. При возникновении любой поломки диагностика покажет причину. Исключение — переход на Е2. В этом случае удаляются ошибки, которые появляются при смене экологического стандарта;
    • Демократичные цены. Мы ориентированы на обычных водителей, а не на владельцев спортивных авто;
    • Тест-драйв. В течение 10 дней вы тестируете результаты и можете вернуть деньги назад, если что-то не понравится.

    Отзыв владельца Митсубиси Паджеро Спорт о прошивке АДАКТ:

    Источник:
    http://adact2.ru/chip-tuning-engine

    Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности

    Чип-тюнинг — самый простой способ сделать машину быстрее и динамичнее без серьезного вмешательства в конструкцию и больших затрат. Многие автомобилисты, покупая машину, заранее откладывают деньги на последующую перенастройку блока управления двигателем, но результат далеко не всегда соответствует ожиданиям. Объясняем, чего стоит ожидать от чип-тюнинга и к каким затратам готовиться.

    Самый распространенный вариант чип-тюнинга — прибавка мощности двигателя, вместе с которой обычно обещают и ряд других улучшений: от увеличения тяги на низких оборотах до уменьшения расхода топлива. Процедура перепрограммирования занимает не больше часа, а все, что нужно сделать с машиной, — подключиться к ее электронной начинке. «Чип-тюнинг позволяет взять то, что изначально присутствует в двигателе, но зажато экологическими требованиями. Экология требует определенных рамок, а тюнинг дает мотору как следует продышаться», — объяснил руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.

    Чип-тюнингу подвергают как атмосферные, так и турбированные моторы, но в первом случае прибавка мощности обычно не превышает 10%. Другое дело, что некоторые атмосферники изначально выпускают в нескольких вариантах мощности и, заменив прошивку, можно получить максимальный вариант, говорит Андрей Савин: «Производитель зажат законодательными ограничениями и требованиями рынка. Поэтому с одного и того же мотора на разных рынках снимается разная мощность».

    С турбомоторами возможностей больше — они позволяют менять давление наддува, а это обещает прибавку мощности и момента на 30–50%. Так, фольксвагеновский двигатель 2,0 TSI можно раскачать с 220 до 315 л. с., а дизельные турбомоторы Volvo могут выдать до 270 л. с. против минимальных 163 сил.

    «Фольксвагеновские TSI хорошо поддаются тюнингу. Например, для мотора 1,4 TSI все давно отлажено, его мощность легко можно поднять на 20–30 сил, что будет очень заметно», — подтверждает управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.

    Читайте также  Лучшая полироль для пластика автомобиля: рейтинг по отзывам

    Помимо предельного значения мощности чип-тюнинг позволяет, например, снизить задемпфированность акселератора или адаптировать двигатель к топливу другого типа (например, 95-й бензин вместо 98-го).

    Тут возможны варианты. Тюнеры обещают снижение расхода на 5–10%, но это почти невозможно проверить, так как расход в конечном итоге зависит только от манеры езды. В большинстве случаев именно стандартные заводские калибровки подходят наибольшему числу водителей и режимов движения, поэтому и будут самыми экономичными.

    Крупные тюнинговые фирмы действительно могут тщательно работать с калибровками двигателя, тонко настраивая параметры потребления топлива в разных режимах, но большая часть компаний делают акцент на разгоне и быстроте отдачи, и о снижении расхода топлива в этих случаях речь не идет.

    «Серьезную прибавку чип-тюнинг турбированных моторов дает путем снижения экологии и уменьшения ресурса», — объяснил Леонид Дементьев.

    Наконец, автомобилист, прибегающий к чип-тюнингу, скорее всего, вообще не будет ездить экономично, добавляет эксперт: «Если ты собираешься сделать тюнинг, то собираешься гонять. А турбомотор экономичен только до тех пор, пока не начала дуть турбина».

    Для каждого двигателя, вплоть до экзотических китайских моделей, можно найти большое количество прошивок. Существуют официальные заводские прошивки, программы от специализированных фирм или кустарные, сделанные чуть ли не в гаражных условиях. Чаще всего их делают на базе штатных и называют нормализированными.

    Чистый чип-тюнинг подразумевает только замену программы управления двигателем. В хорошем сервисе при этом делают тест мощности на стенде до и после изменений, чтобы клиент своими глазами видел результат.

    Часто тюнеры идут дальше, предлагая, например, удалить каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр или систему рециркуляции в случае дизельного двигателя. Эти операции также подразумевают внесение изменений в прошивку блока управления. Иногда их проводят для подержанных машин, владельцы которых не хотят менять дорогое «железо». Все остальное, включая замену элементов двигателя, впускной и выпускной системы, выходит за рамки чип-тюнинга.

    Повышение мощности вызывает повышенные нагрузки механизмов, более быстрый износ системы нейтрализации отработавших газов, изменение самого выхлопа. Более того, плохие прошивки из-за изменения углов опережения зажигания и перенастройки подачи топлива повышают риск возникновения губительной для мотора детонации.

    «Возрастает нагрузка на поршневую, шатуны, изменяется тепловой режим. Кустарная программа может не учитывать всех тонкостей работы двигателя, возникает детонация при слишком раннем зажигании, которая убивает мотор, ломает шатуны и коленвалы», — отметил управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.

    «В некоторых случаях чип-тюнинг идет вразрез с длительностью службы — мотор изначально настроили определенным образом, но теперь он попадает в более напряженный режим», — добавляет руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.

    В случае турбомоторов, когда тюнеры меняют давление наддува, быстрее изнашивается турбокомпрессор. Могут возникнуть и проблемы с коробкой передач, рассчитанной на определенный крутящий момент. У механической и роботизированной первыми страдают сцепление, а также синхронизаторы, особенно если водитель исповедует агрессивный стиль езды. Хуже других переносят чип-тюнинг «роботы» с сухим сцеплением. «Автоматы» излишне нагружают пакеты фрикционов, вызывая пробуксовку и изнашивая их.

    Стоимость прошивки варьируется от уровня сервиса и используемого ПО. В гаражных условиях можно сделать чип-тюнинг неизвестной программой, скачанной в Сети, всего за пару тысяч рублей. А серьезные игроки рынка могут просить за услугу до 30 000 рублей. Однако конкретная стоимость сильно зависит от модели и вида работ.

    Например, чиповку атмосферных «Жигулей» или «Самар» профильный сервис сделает за 3000–4000 руб., увеличить мощность Vesta 1,8 до 135 л. с. стоит 6000 рублей. За 10 000 руб. можно разогнать атмосферный мотор Hyundai Solaris 1,6 до 135 л. с. либо Kia Sportage 2,0 со 150 до 165 сил.

    Skoda Octavia третьего поколения с мотором 1,4 TSI может выдать 170 л. с. всего за 14 000 руб., а довести мотор 1,8 TSI до 220 л.с. стоит 20 000 рублей. Чип-тюнинг BMW 320i актуального поколения обойдется в 24 000 руб., причем тюнеры обещают прибавку со 184 до 285 сил.

    Программно отключить датчик кислорода стоит около 6000 рублей. Особняком стоит сервис замера мощности — минимум 3000 рублей.

    Чип-тюнинг — это вмешательство в заводской программный код, то есть фактически — в конструкцию автомобиля, из-за чего он не может пройти техосмотр. Но Леонид Дементьев не считает такое вмешательство переоборудованием, требующим согласования: «Это всего лишь изменение софта, вмешательств в конструкцию вы не делаете. Одно дело, когда вы ставите ревущий глушитель, что является явным нарушением, а другое — грамотное вмешательство в программу управления».

    К тому же способов и технологий проверки программ управления двигателем не существует, а в процессе технического осмотра никто не проводит диагностику ПО. Точно так же можно было бы запретить эксплуатацию автомобиля, не отвечающего действующим экологическим требованиям, но токсичность выхлопа на ТО опять-таки не проверяют.

    Дилеры точно откажут в ремонте двигателя, если он был чипован не при помощи сертифицированных программ производителя. «Есть сертифицированные заводские прошивки, а есть сторонние, при которых с вероятностью 95% дилеры снимут с гарантии двигатель, топливную систему и коробку передач», — объяснил управляющий «ЛСД-Сервиса» Леонид Дементьев. Предъявить претензии тюнерам будет сложно — клиент, как правило, подписывает документ с отказом от последующих рекламаций.

    Представители тюнинг-сервисов часто предлагают услугу возврата заводского программного обеспечения перед посещением официального сервис-центра, однако на современных автомобилях дилеры чаще всего могут отследить все эти изменения. Услуга возврата также бывает востребована перед продажей автомобиля, чтобы будущий покупатель не догадался о том, что автомобиль использовали не совсем в штатных режимах.

    Источник:
    http://www.autonews.ru/news/5e95b6e19a794741cf26c96b

    Чип-тюнинг: как не угробить автомобиль?

    Специализированных компаний и гаражных специалистов, предлагающих взбодрить двигатель, — масса. Их услуги пользуются устойчивым спросом. К примеру, только одна из известных крупных фирм в месяц перенастраивает до 3000 автомобилей.

    Вся тюнинговая братия работает по общим законам, идентичны и последствия вмешательства в рабочие процессы двигателей. Положительные и отрицательные стороны чип-тюнинга мы рассмотрим на примере автомобилей концерна Volkswagen — их наибо­лее часто подвергают перенастройке.

    Чтобы не распыляться, остановимся на самом востребованном варианте чип-тюнинга — когда вмешиваются только в электронику и не затрагивают «железо». Упор сделаем на турбомоторы, так как их перепрошивка позволяет поднять мощность и крутящий момент на 30–50%. Для атмосферных прирост чаще всего не превышает 10%.

    Сливки мощности

    Чип-тюнинг позволяет наслаждаться поведением взбодренного автомобиля не только на трек-днях, но и в повседневной толкотне мегаполисов. Среди бонусов — снижение «задумчивости» и задемпфированности реакций на нажатие педали газа, которой сейчас страдают чуть ли не все массовые модели, и улучшенная адаптация к качеству топлива конкретного типа: некоторые фирмы предлагают прошивки двух видов — например, под 95‑й и 98‑й бензин.

    Качественный чип-тюнинг не повышает расход топлива. Более того, в некоторых режимах езды, особенно если двигатель дизельный, возможна его экономия: 5–10%. Фантастика? Мне довелось замерять расход топлива на чипованном дизельном Тигуане нового поколения. Фактическое снижение в смешанном цикле составило 300 мл (измеряли методом долива, используя мерные емкости). Это объяснимо. Наибольший мгновенный расход приходится на переходные и разгонные режимы. При ускорении чипованный двигатель на тех же оборотах имеет больший крутящий момент, а коробка дольше удерживает низшие ступени. Автомобиль разгоняется быстрее, но потребляет топлива не больше, чем при штатной прошивке.

    Подобные преимущества трудно получить при установке дешевых программ гаражников или любителей «настольного чипа». Обычно они добавляют мотору мощности и момента в режиме «вкл/выкл» (при нажатии на педаль газа). Калибровщики меняют ограниченное число параметров, не озадачиваясь проверкой программ в реальных дорожных условиях. В итоге автомобиль больше подходит для гоночного трека — на нем становится неудобно ездить в городе из-за обилия пинков, рывков ­и дерготни в различных режимах.

    Побочные эффекты

    Бесплатного сыра не бывает. Даже качественные прошивки пагубно влияют на ресурс двигателя и коробки передач, что уж говорить о более дешевых программах. Официальные дилеры наловчились выявлять факты чип-тюнинга при обращении владельцев с жалобами на работу силового агрегата, даже если предварительно был сделан «откат» на заводскую программу. Примерно с февраля 2017 года дилеры Volkswagen Group начали массово разоблачать любителей «допинга».

    Нейтрализатор, сажевый фильтр, EGR

    Сомнительная затея — удаление сажевых фильтров. Мало кому понравится, когда современная дизельная легковушка начинает пахнуть древним КАМАЗом. Вдобавок эта операция требует большого опыта: нужно грамотно «обдурить» программу управления, чтобы та не докучала сообщениями о всяческих ошибках. С другой стороны, оставленный сажевый фильтр будет быстрее забиваться (даже с хорошим софтом интервалы его регенерации сокращаются). А значит, в нем быстрее скопится критическая масса отложений, остающихся после прожигания сажи.

    Из-за увеличения потока отработавших газов раньше забьется и нейтрализатор бензинового двигателя. И это с грамотно составленной программой. А дешевый софт может и вовсе привести к быстрому оплавлению сот нейтрализатора. Поэтому крупные зарубежные фирмы вообще не трогают экологические системы двигателя. Ведь они делают софт для глобального рынка, а нормы выбросов вредных веществ во многих странах довольно суровы.

    У любого двигателя вследствие повышенной нагрузки раньше наступает момент общей усталости. Растет износ цилиндропоршневой группы, вкладышей, цепей ГРМ и остальных элементов, которые страдают на стоковом моторе. Дешевые прошивки значительно повышают риск детонации из-за неполноценной подстройки топливоподачи. Наибольшие разрушения связаны обычно с чрезмерным обеднением топливовоздушной смеси.

    Турбокомпрессор

    Повышение давления наддува сильно влияет на здоровье турбокомпрессора. Любая турбина рассчитана на максимально допустимые обороты вала. При превышении этого порога либо начнется характерный и непоправимый износ крыльчаток, либо спасует система смазки, из-за чего при чрезмерных оборотах вала может возникать масляное голодание, имеющее разрушительные последствия. В некоторых случаях от перегрева заклинивает вал, а в других — разрушаются масляные уплотнения. И турбина умирает.

    Коробка передач

    У механики первым делом сокращается ресурс сцепления. А если водитель любит участвовать в светофорных гонках, сдается и начинка — синхронизаторы, шестерни, подшипники.

    Роботизированные коробки, конструктивно схожие с обычной механикой, страдают примерно так же. Ресурс двойного сцепления (сухого или мокрого) снижается в среднем раза в полтора. Из-за активных стартов с места быстро умирают не только шестерни и подшипники, но и корпусы дифференциалов. Тюнинговый софт не вредит здоровью лишь мехатроников.

    У автоматов при превышении допустимого момента не хватает давления в пакетах фрикционов, чтобы его выдерживать. Они начинают активнее пробуксовывать, и продукты износа быстро убивают остальные элементы коробки.

    Частные консультации

    Трудно назвать даже примерно, насколько снижается ресурс узлов и агрегатов после чип-тюнинга, — многое зависит от конкретной пары мотор/коробка. Хватает примеров из реальной жизни, когда удачные агрегаты «на стероидах» живут долго и счастливо — правда, при адекватной эксплуатации и грамотном уходе. Мероприятия, желательные для обычного автомобиля, критически важны для пережившего чип-тюнинг: замена технических жидкостей с сокращенным интервалом, сезонная проверка состояния радиаторов, использование качественных расходников и масел.

    Читайте также  Ксенон или светодиоды

    Среди фольксвагеновских моторов, которым чип-тюнинг полезен, отмечают, например, упомянутый выше бензиновый 2.0 TSI (220 л.с.) и дизель 3.0 TDI. Плохо переносит перенастройку парочка двигателей с двойным наддувом: 1.4 TSI предыдущего поколения (150 л.с.) и 2.0 TDI (224 л.с.). Из этих моторов уже в штатном варианте выжаты все соки.

    Если вы решились на чип-тюнинг, советую отдать предпочтение именитым фирмам. У каждой свой особенный подход, наработки и софт. Не стесняйтесь проявлять дотошность, расспрашивая специалистов, поизу­чайте отзывы автовладельцев. Одни фирмы предлагают действительно универсальные прошивки, позволяющие комфортно передвигаться в любых условиях, другие концентрируются на максимальной отдаче на треке — а это значит, что добавится дискомфорта при движении по городу.

    Качественные программы обходятся обычно не дешевле 30 000 рублей. Честные конторы сразу предупреждают обо всех рисках и просят подписать соответствующую бумагу в подтверждение того, что клиент о них осведомлен. Грамотные сервисмены всегда выполняют входную диагностику автомобиля, проверяя состояние двигателя и коробки передач. Вдобавок они предоставляют клиенту возможность в течение 30 дней отказаться от программы и получить назад свои деньги.

    Семь раз отмерь

    Крупные чип-тюнинговые фирмы очень серьезно подходят к проверке разработанного ими софта. Например, американские компании тратят на стендовые испытания (на динамометрических стендах) автомобилей с новыми прошивками лишь пятую часть времени, а остальное приходится на дорожные тесты. При этом используют ресурсы своих дилеров по всему миру, в том числе и в России, и в итоге подготавливают несколько прошивок — для разных рынков, с учетом местных особенностей эксплуатации машин.

    Благодарим за помощь в подготовке материала компанию APR Russia.

    Источник:
    http://www.zr.ru/content/articles/912620-chip-tyuning-pereproshivka-dvigatel-avtomobil/

    Чип-тюнинг: польза и вред

    Изменение программы управления двигателем

    Буквально сразу же после появления электронных систем управления двигателями зародилось такое понятие как чип-тюнинг. Его физический смысл заключается в изменении программы управления двигателем с целью улучшения его характеристик. Казалось бы, сделать это нереально, поскольку производитель автомобилей, досконально знающий свои двигатели, предлагает наиболее оптимизированную и сбалансированную программу управления, изменять которую не требуется. Но на самом деле это не так.

    Поскольку автомобиль считается транспортом, загрязняющим окружающую среду, правительства многих стран пытаются разработать различные концепции, призванные снизить токсичность выхлопов. Таким образом, производителям ставятся жёсткие условия, или, говоря иначе, экологические требования, которые они должны выполнять. Данные нормы носят лаконичное название EURO, и с каждой новой ревизией индекс изменяется. Так, например, первой подобной нормой была EURO-1, сейчас все стараются придерживаться EURO-4. Поэтому разработчикам новых двигателей приходится идти на различные технологические уловки, с помощью которых удаётся угодить и потребителю, желающему получить современный динамичный автомобиль, и экологам, заботящимся о состоянии окружающей среды. Соответственно, любой современный двигатель иностранного производства, особенно оснащённый турбиной, обладает заведомо большей мощностью, нежели заявлено. Он как бы ограничен, и ограничен не чем-нибудь, а программой управления, которая просто не допускает выход двигателя на более мощный режим.

    Соответственно, изменив программу управления, можно заставить двигатель работать с другими характеристиками. Так, например, концерном Volkswagen-Audi разработан турбированный двигатель объёмом 1,8 л, который устанавливается на различные машины концерна и может иметь мощность от 150 до 225 л.с. Изменение мощности производится только за счёт замены программы управления. Причём внести такие изменения можно лишь одним способом — разобрав контроллер и заменив соответствующий микропроцессор на другой, содержащий новую программу. Согласитесь, заманчиво получить прибавку в 50%, потратив на это всего пару минут. Правда, за это придётся заплатить около $800.

    В случае с обычными автомобилями иностранного производства, оснащёнными атмосферными двигателями, ситуация не столь радужная. Обычно речь идёт о прибавке в 5-10 л.с. — в зависимости от двигателя. Эта прибавка формируется за счёт пренебрежения экологическими нормами. Однако стоимость замены остаётся примерно такой же.

    Впрочем, если владелец автомобиля подойдёт к вопросу тюнинга комплексно и решит внести изменения в конструкцию двигателя, то без подготовки соответствующей прошивки для контроллера ничего работать не будет. Или будет, но в так называемом аварийном режиме, при котором оптимального функционирования не добиться никакими средствами. Внести изменения в систему управления двигателем на самом деле несложно. Следует только отдавать себе отчёт в том, что это действие равносильно операции на головном мозге, где, как известно, одна ошибка может привести к смерти человека. В случае с автомобилями ситуация схожая. Если вы не имеете знаний о теории двигателей, и уж тем более о принципе работы системы впрыска, то за обновлением программы управления или же таблицы поправочных коэффициентов лучше обратиться к специалистам, занимающимся этими вопросами профессионально.

    Поскольку модернизация автомобилей иностранного производства заключается лишь в механической замене микросхемы ПЗУ на другую, заранее оснащённую сторонним производителем автоэлектроники подходящей программой управления, то мы считаем, что с этой операцией справится любой автолюбитель. Гораздо интереснее заменить содержимое ПЗУ контроллера отечественного автомобиля, содержащее поправочные коэффициенты.

    Чтобы это сделать, потребуются специальные инструменты, приобретаемые отдельно. Следует заметить, что автомобили российского производства оснащаются различными контроллерами, которые по большей части не совместимы между собой. Мы для примера рассмотрим контроллеры НПО «Ителма» — «Январь» 7.2 и Bosch M7.9.7, которыми комплектуются автомобили, выпускаемые в 2006 году. Контроллер Bosch является более совершенным механизмом, он обладает лучшим механизмом отслеживания сигналов, поступающих с различных датчиков. Но для его перепрошивки требуется дорабатывать основную плату. Оба этих контроллера имеют одинаковый 81-контактный разъем. Для работы с ними потребуется специальный переходник на стандартный компьютерный интерфейс RS-232. Он называется Combi Loader и стоит $190. В комплекте поставляется диск с примитивным программным обеспечением, с помощью которого можно просто загрузить в ПЗУ новую прошивку или сохранить старую на жёстком диске компьютера.

    Такое средство подойдёт в том случае, если в вашем распоряжении уже имеется подходящая прошивка, которую следует только загрузить в контроллер. Но если прошивки нет, можно попробовать её создать. Для этой цели необходимо приобрести программный пакет Chip Tuning Pro, позволяющий изменять все данные калибровочных таблиц. Стоимость этой программы составляет $170. Ее возможности настолько велики, что если уделить им детальное внимание, то на одно лишь перечисление уйдёт несколько страниц журнала. Методика работы с этой программой такова: пользователь, считывает данные со своего контроллера и формирует файл с прошивкой при помощи Combi Loader, а затем полученную прошивку подвергает изменениям в программе Chip Tuning Pro. Когда интересующие пользователя параметры будут заменены, останется лишь сохранить новую прошивку в ПЗУ контроллера. Иногда случается так, что малоопытные пользователи совершают различные ошибки, результатом которых является прекращение нормального функционирования автомобиля. Чтобы понять, что делать в такой ситуации, потребуется вспомнить то, что могло послужить причиной ошибки.

    Версия первая

    Контроллер может пострадать при перепрошивке, если, скажем, в микросхему ПЗУ загружены калибровочные данные, предназначенные для другого контроллера. Следовательно, чтобы оживить контроллер, можно прибегнуть к двум методам — попытке восстановления той прошивки, которая располагалась в ПЗУ до экспериментов, или замене контроллера целиком.

    Версия вторая

    Калибровочные данные были изменены бездумно на первые попавшиеся значения. Такой подход не приемлем в принципе, все операции следует производить только в соответствии со здравым смыслом и знаниями принципов работы двигателя. Так, например, можно изменить длительность времени открытия форсунок, что в лучшем случае приведёт к изменению соотношения топлива и воздуха внутри цилиндров, и машина перестанет заводиться. Если подобная ситуация произошла, следует вернуться к гарантированно рабочей версии прошивки и проверить общую работоспособность системы.

    Управляя блоками

    Подводя итоги, следует упомянуть, что электронные блоки управления (ЭБУ) — очень сложные инструменты, их настройка тонка, и очень легко перешагнуть грань, определяющую работоспособность. Замена ЭБУ может вылиться в весьма значительную сумму денег, особенно если речь идёт об автомобиле иностранного производства. В случае же с российскими машинами чип-тюнинг скорее предназначен для устранения ошибок, допущенных производителем, нежели серьёзного увеличения заявленных параметров двигателя. Поэтому менять прошивку на стандартном двигателе особого смысла нет.

    Другое дело — если предстоит серьёзная доработка машины, включающая значительные изменения в конструк­ции двигателя. В этом случае потребуется заново формировать прошивку для программы управления. Сделать это можно вручную с помощью программы Chip Tuning Pro, а можно и в режиме он­лайн. Но для последнего потребуется так называемый «инженерный» блок, позволяющий вносить коррективы в таблицу поправочных коэффициентов в режиме реального времени. Этот блок называется J5OT или J7OT — цифра в названии обозначает совместимость с семейством контроллеров. То есть последний может работать с ЭБУ «Январь» 7.2 и Bosch M7.9.7, а модель J5OT специализируется по контроллерам пре­дыдущего поколения — «Январь» 5.1.x и Bosch MP7.0. Его основным достоинством является наличие USB-порта, через который и осуществляются все операции с машиной. Чтобы сформировать прошивку, соответствующую конкретным настройкам автомобиля, требуется в течение длительного времени исследовать все рабочие режимы. Лишь после этого можно будет получить заветную прошивку, которую необходимо внести в ПЗУ обычного ЭБУ.

    Приобрести инженерный блок несложно, только стоит он дорого. На момент подготовки этого материала цена данного устройства составляла $300, а вместе с необходимым программным обеспечением за него просили $500. Если такие суммы разовых трат кажутся неподъёмными, то можно существенно сэкономить, обратившись к специалистам в этой области. За операцию по перепрошивке контроллера они берут около $50, а за подготовку прошивки под конкретный двигатель — от $150 до $300. Однако гарантию создания оптимальной прошивки не даст никто.

    Мобильное в мобильном

    Один из наиболее известных продуктов, стоящий на стыке автомобильной и компьютерной индустрии, — интегрированная вычислительная платформа Епvader фирмы Е.Е.Р.О. Компьютерный модуль стандартного автомобильного формата ЮМ состоит из материнской платы на базе чипсета Ме19156М и процессора Реntium М с частотой до 1,8 ГГц. Этот функциональный блок является встраиваемой системой и предоставляет доступ к интерфейсам РС1 Ехргеss, USB и Gigabit Ehernet. Многие ведущие производители уже оснащают свои автомобили этим устройством, на которое возлагаются навигация, управление климатической установкой и, конечно, воспроизведение мультимедиа контента. Интегрированная платформа Епvader используется, в частности, в автомобилях BMW семейства М (спортивные авто).

    Источник:
    http://autointerior.ru/soviet_11.html