В чем отличие AGM от EFB и какой АКБ лучше ставить

В чем отличие AGM от EFB и какой АКБ лучше ставить

Передовому – прогрессивное: не по статусу, а по требованию. Вне «зеленой волны» путь от светофора до светофора расценивается как короткая поездка: красный – сигнал для остановки не только автомобиля, но и поршней. Обычный «свинцово-кислотник» такого не выдержит: рывковая циклика системы «Start-Stop» выжмет все соки, прежде чем закончится гарантийный срок на батарею. Для ЕФБ и АГМ подобный режим – норма, но почему одна дороже другой.

Отзеркалье: отличие аккумуляторов AGM от EFB по конструктивным и эксплуатационным параметрам

Конструктивные различия

Компоновочные нюансы – это основа инженерного дискуса на тему, какой аккумулятор лучше: EFB или AGM, использующего технические термины не для широкой огласки. В качестве предисловия – основные проблемы свинцово-кислотных изделий:

  • Оплывание активной массы с положительно заряженных электродов вследствие разряда на морозе или высокой нагрузки в автономном режиме.
  • Коррозия решеток положительной пластины, связанная с осыпанием и трещинами обмазки.
  • Сульфатация отрицательных электродов вследствие хранения в разряженном состоянии.

Сульфатацию не победить, но замедлить осыпание активного вещества возможно. Так посчитали инженеры VARTA AG, выдвинувшие концепцию Enhanced Flooded Battery. В EFB между сепаратором и плюсовой пластиной установлен полиэстеровый сетчатый элемент. В итоге добились увеличения стойкости к цикличности «заряд-разряд» в два раза по сравнению с обычными WET батареями.


Совершенно иной подход к решению проблемы выдвинула Gates Rubber Company, запатентовав технологию Absorbent Glass Mat. Стекловолоконные маты, выполняющие функцию сепараторов в АГМ, абсорбируют электролит и плотно располагаются между пластинами, препятствуя осыпанию активного вещества. Электролитическая жидкость здесь не бултыхается, как в EFB, а значит монтируйте хоть на бок. К слову, методика зарядки AGM от устройства 220V мало чем отличается от ЕФБ.

Эксплуатационные параметры

АГМ выносливее ЕФБ: ему и морозы по плечу (электролит «не порвет» корпус), и вибрации не страшны. Внутреннее сопротивление отдаче и приему тока несколько меньше, нежели у «жидкого» соперника. Отсюда – способность выдавать изделиями AGM более высокую силу тока при сходных габаритах и нагрузке. Справедливо и обратное – абсорбированный электролит способствует восстановлению заряда в короткие сроки.

  • Традиционная компоновка – 540 А.
  • ЕФБ – 560 А.
  • АГМ – 680 А.

Этикеточные данные опровергают существенное превосходство Enhanced Flooded Battery над обычными «свинцово-кислотниками» по пиковой токоотдаче. По продукту, выполненному по технологии Absorbent Glass Mat, отрыв фиксируется, но не на 50-70%, как это обещают маркетологи.

Муки выбора: какой аккумулятор лучше брать — EFB или AGM и почему

За изделием АГМ высокий пусковой ток и быстрая зарядка. Противовес ЕФБ только в цене – 3 000 рублей разницы. Улучшенная «жидкая» технология в состоянии конкурировать только с традиционной методикой изготовления. Отсюда – различные сферы предназначения прогрессивных батарей.

Рекомендации производителей

Классический совет «ставь такой же, как с завода» всегда актуален – не прогадаешь. Автопроизводители отталкиваются от нагрузки и технологии подзарядки, реализованной бортовой электросети:

  • EFB – автомобили с функцией «Start-Stop».
  • AGM – машины с рекуперативным торможением.

Взаимозаменяемость

  • Усовершенствованную жидкостную батарею можно менять на АГМ. Замена в обратном порядке допускается на короткое время: жидкие питатели медленно воспринимают заряд и методикой подзарядки аккумулятора EFB от сетевого устройства придется пользоваться значительно чаще.
  • Вместо традиционной АКБ можно установить ЕФБ. Протянет дольше как в единичном автономном режиме, так и в долгосрочной перспективе.
  • AGM взамен обычной батареи ставить без повышения нагрузки неоправданно. Сэкономить на Ампер-часах не получится, высокие пусковые токи необходимы только на крепком морозце, а интенсивное восстановление заряда – опция, безусловно, необходимая, но не такой ценой. Лучше купить простую АКБ да добротный автоматический зарядник, и проявить заботу об устройстве.

Отдельные случаи

В нанотехнологиях не без капризов: аккумулятор AGM лучше оппонента класса EFB по электротехническим параметрам, но предъявляет особые требования к обслуживанию и рабочему месту. 10 лет, а это на 3 года больше среднего срока службы ЕФБ. Этот период изделие на основе абсорбированного электролита гарантированно отработает, но при условии:

  1. Монтажа вдали от двигателя.
  2. Исключения периодов хранения в разряженном состоянии.

Любое увеличение нагрузки на бортовую сеть сверх нормы – стресс для батареи. Штатная АКБ не стерпит мощную акустику или предпусковой обогреватель любой системы. Если установлен ЕФБ – смело переходите на АГМ, простой – тоже на AGM, АГМ – на более емкий аналог. Любая «жидкая» альтернатива тоже не противостоит сульфатации, но температурный фактор не столь критичен.


Совет дельный: стабильное энергообеспечение сразу нескольких потребителей характерно только для продукта с абсорбированной жидкостью. Цифры подтверждают. При подключении 1,5 кВт усилителя акустической системы на той же громкости напряжение на клеммах АГМ больше на 0,3-0,5 В, чем у ЕФБ. Да и восстанавливается первый за 5 минут работы на «холостых», а второй – за 15-20 минут езды.

Аккумулятор АГМ прописан машинам, оснащенным системами «Start-Stop» и рекуперативным торможением, ЕФБ – автомобилям с функцией отключения двигателя при остановке. Существенное отличие изделия AGM от EFB состоит в электротехнических параметрах: АГМ более продвинутое, рекомендуется к использованию вместо ЕФБ в случае повышения количества мощных потребителей на борту. Обратная замена допустима только на короткое время.

Взамен обычного «свинцово-кислотника» лучше предпочесть батарею ЕФБ – проживет дольше при условии штатного потребления тока. Если количество потребителей увеличено и среди них подогреватели ОЖ или масла, усилители или инверторы – пользу принесет только АГМ.

Источник:
http://autostadt.su/otlichie-agm-ot-efb/

Какой аккумулятор предпочтительнее: гелевый, EFB или AGM? Мифы и реалии (5 фото)

Чтобы у пользователей было более-менее правильное понимание того, о чем идет речь, отметим, что за последние годы на рынке значительно выросла доля автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп». Будучи активированной, эта функция каждый раз глушит двигатель при торможении на светофорах или коротких остановках при движении в пробках, а затем запускает его — при отпускании педали тормоза.

Система «Старт/Стоп»

Кнопка отключения режима «Старт/Стоп».

Очевидно, что для машин, работающих с системой «Старт/Стоп», требуется не традиционный, а специальный аккумулятор. Такой АКБ должен не только выдерживать многократные циклы разрядки-зарядки, но и сочетать в себе свойства стартерной батареи, моментально отдающей большой ток при пуске, и тяговой, которая не боится длительного разряда.

Всем этим требованиям как раз и отвечают аккумуляторы, изготовленные по технологии AGM. Показательный пример — аккумуляторы Topla Тор AGM Stop&Go. Важная особенность – в AGM-батареях электролит находится не в привычном нам в жидком, а в адсорбированном состоянии, в особых стекловолоконных матах, облегающих пластины. Кстати, отсюда и идет название технологии AGM (Absorbent Glass Mat). Блоки пластин в таких АКБ плотно прижаты друг к другу, что помогает гораздо лучше удерживать активную массу на их решетках, чем в обычных стартерных батареях. Поэтому по своей стойкости к тряске и вибрациям AGM-батареи считаются одними из лучших.

AGM-аккумуляторы

AGM-аккумуляторы в первую очередь предназначены для автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп»

Поговорим о плюсах

Если говорить об эксплуатационных показателях, то такие источники питания обеспечивают в три раза больше циклов разряда-заряда, а их пусковая мощность процентов на 30 выше, чем у традиционных батарей. Не боятся они и механического повреждения (например, при ДТП), поэтому волноваться о вылившемся электролите уже не придется. Но и цена здесь соответствующая – в среднем AGM-аккумулятор почти вдвое дороже обычного.
.
Впрочем, для автомобилей, оснащенных системой «Старт/Стоп», выпускаются и более дешевые модификации АКБ, которые изготавливают по технологии EFB (Enhanced Flooded Battery). Пример — аккумуляторы ТАВ Magic EFB Stop&Go. У них свои особенности — в таких источниках питания используют привычный жидкий электролит, однако свинцовые пластины сделаны более толстыми, чем у обычных аккумуляторов. При этом положительные пластины подвергаются так называемому волоконному пакетированию (технология MFW-флис), что предотвращает осыпание активного вещества.

Все отмеченные особенности обеспечивают EFB-аккумуляторам вдвое большее количество циклов разряда-заряда без потери функциональности. Самое важное, что EFB-аккумуляторы практически не теряют емкости после глубоких разрядов, а заряжаются намного быстрее обычных стартерных батарей. Если говорить о стоимости, то она в среднем на 50-60% выше, чем у обычных АКБ.

Аккумуляторы с технологией EFB

Характерное заблуждение

Возвращаясь к AGM-батареям, отметим, что многие автолюбители часто допускают ошибку, связывая этот термин с таким ходовым понятием, как «гелевые» аккумуляторы. Поясняем: гелевые батареи не используются в массово в легковых автомобилях в качестве стартерных источников бортового питания! В подавляющем большинстве гелевые АКБ, у которых электролит находится в желеобразном состоянии, применяются лишь как тяговые батареи. Правда, не все об этом знают, а некоторые и вовсе знать не хотят. Кстати, иногда приходится наблюдать, как продавцы отдельных торговых точек, дабы не разубеждать «умных» покупателей, специально заменяют на магазинных ценниках аббревиатуру AGM словом «гелевый». Типа, раз народ так считает, зачем ему навязывать иное мнение? Главное, чтобы клиент был уверен в своей правоте и оставался доволен покупкой.

Читайте также  Как зарядить полностью разряженный автомобильный аккумулятор: инструкция для новичков, 🔋⚡Автомобильные аккумуляторы

Если в машине мощный «саб».

Если в машине планируется установка многополосной аудиосистемы, тем более с мощными сабвуферами, штатный аккумулятор желательно заменить AGM-батареей

Напоследок пару слов о применимости AGM- или EFB-батарей на обычных (то есть не «старт-стопных») автомобилях. Если вы желаете приобрести такой АКБ для замены штатного, нет проблем — это дело личных предпочтений.
В то же время, учитывая, что, например, AGM-батарея обладает солидным запасом надежности, есть смысл покупать ее тогда, когда бортсеть явно «перегружена» дополнительной электроникой, вроде многокомпонентной аудио- или видеосистемы, или иной аппаратуры, скажем, предпускового подогревателя.

Источник:
http://fishki.net/auto/2166557-kakoj-akkumuljator-predpochtitelynee-gelevyj-efb-ili-agm-mify-i-realii.html

Мифы и реальность об аккумуляторах с улучшенной технологией EFB

Enhanced Flooded Battery (EFB) или, говоря по-русски, улучшенная аккумуляторная батарея с жидким электролитом. Аккумулятор, произведенный по такой технологии, отличается от привычной «классической» батареи пластинами, каждая из которых заключена в специальный пакет – сепаратор. Поверхность пластин лучше защищена от сульфатации, батарея не боится «осыпания» пластин.

В результате батарея с улучшенной технологией EFB – устойчива к глубоким разрядам и циклическим нагрузкам, легко переносит многочисленные циклы заряд-разряд, имеет увеличенные токи холодного пуска, быстрее восстанавливает заряд, работает в широком диапазоне температур, что особенно актуально для России. А еще хорошо переносит пиковые нагрузки и почти не испаряет электролит.

Теперь, вооружившись минимумом знаний о новой технологии, попробуем пройтись по собранию самых выдающихся заблуждений про аккумуляторы с улучшенной технологией EFB.

Миф первый – EFB батареи производятся за границей, поэтому цена на них очень высока. Да, безусловно, за границей их производят, и до недавнего времени подобные батареи были доступны далеко не всем. Но теперь, лидер по производству аккумуляторных батарей в России, завод АКОМ выпускает и батареи серии «АКОМ + EFB». С применением той самой инновационной технологии, что видно даже из названия. И цена у них существенно ниже зарубежных аналогов, при этом, благодаря многоступенчатому контролю производства, качество не уступает мировым аналогам.

Миф второй – аккумуляторы с улучшенной технологией EFB боятся русских морозов. Все аккумуляторы не любят сильных морозов, но аккумуляторы «АКОМ + EFB» боятся их значительно меньше. Они лучше переносят пиковые нагрузки при запуске холодного двигателя и быстрей восстанавливаются. Конечно, при желании, и такую батарею можно посадить «в ноль». Но вспомним про устойчивость к глубокому разряду. Зарядил и можно снова крутить стартер! Может лучше двигатель в порядок привести?

Миф третий – аккумуляторы с улучшенной технологией EFB могут устанавливаться только на дорогие автомобили с системой Start-Stop. Не могут, а должны! Устойчивость аккумулятора к циклическим нагрузкам здесь крайне важна. Для таких машин они – «обязательная программа». И российская батарея «АКОМ + EFB» великолепно работает на импортном бизнес-седане. Также, впрочем, как и в любом другом автомобиле. Разве владельцы бюджетных машин не стоят в многочасовых пробках, когда батареи едва хватает на фары-обогрев-музыку-подогрев сидений и прочие блага?!

Не заводите мотор в сильный мороз, не заинтересованы в долговечности своей батареи?! Таким образом, аккумуляторные батареи «АКОМ + EFB» предназначены не только для автомобилей с системой Start-Stop или для автомобилей, оборудованных дополнительными источниками энергопотребления – свет, мощные звуковые системы, лебедки, предпусковые подогреватели, прожекторы, инверторы и т.д., но и для обычных автомобилей.

Миф четвертый – как раз про долговечность. Дескать, EFB – батареи недолго живут. Насколько «недолго», что тот же российский производитель заявляет об удвоенном ресурсе таких батарей и дает на свою линейку «АКОМ + EFB» четырехлетнюю гарантию.

Вернемся немного назад и вспомним про улучшенную защиту от сульфатации, стойкость к осыпанию пластин, устойчивость к глубоким разрядам. Батареи с улучшенной технологией EFB могут эксплуатироваться значительно дольше классической стартерной батареи.

Миф пятый – EFB – это несерьезно. Вот аккумуляторы с технологией AGM или гелевые батареи – это вещь! И правда – вещь! Без всякой иронии. Но, как всякая «вещь» – имеет немалую цену. EFB-батареи по большинству параметров не уступают «сухим» аккумуляторам, а где-то и превосходят их. Например, быстрей принимают заряд. А стоят при этом заметно дешевле! И, забегая вперед, тот же АКОМ готовит вывод на рынок батареи с технологией AGM в 2018 году, а значит, и эта технология в скором времени станет более доступной для россиян.

Учитывая возможности и достоинства аккумулятора с технологией EFB, это разумная покупка, которая прослужит не один год. В линейке «АКОМ + EFB» семь моделей емкостью от 55 до 100 Ач с прямой и обратной полярностью – можно подобрать батарею практически для любого автомобиля. Аккумуляторы с применением улучшенной технологии EFB, отлично подойдут автолюбителям, привыкшим получать лучшее и не идти на компромисс, теряя в качестве.

Источник:
http://akb-moscow.ru/mify-i-realnost-ob-akkumulyatorax-s-uluchshennoj-texnologiej-efb/

Стоит ли переплачивать за «продвинутые» АКБ (EFB, AGM, AGM TPPL)

Впервые эксперты сравнили аккумуляторные батареи, изготовленные по разным технологиям. Стоит ли переплатить за более продвинутую АКБ (EFB, AGM, AGM TPPL), чтобы навсегда забыть о проблемах с аккумулятором.

Во всех предыдущих экспертизах, начиная с 2016 года, мы сравнивали батареи, изготовленные по одной технологии. Чаще всего это были обычные свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом. Однако на рынке появились изделия с различной «генетикой», которая должна придавать им особые черты.

Так, помимо обслуживаемых и полностью необслуживаемых батарей (читай: с доступными пробками и вообще без таковых) можно приобрести AGM-аккумуляторы (с абсорбирующим стекловолокном); EFB-аккумуляторы (дешевая альтернатива AGM, отличаются от обычных разве что конструкцией сепаратора); а также пока редкие аккумуляторы AGM TPPL (еще одна модификация AGM-батарей — с решетками из чистого свинца без примеси кальция). Итого — пять типов.

Преимущества более продвинутых батарей хорошо известны. Например, удельная энергоемкость простых аккумуляторов составляет 30–40 Вт·ч/кг, сделанных по технологии AGM — 40–45 Вт·ч/кг, а по технологии AGM TPPL — до 50 Вт·ч/кг. Ожидаемый срок службы этих батарей составляет соответственно четыре-пять, пять-шесть и от восьми до двенадцати лет. Продвинутые батареи могут работать в режиме «старт-стоп», который простым изделиям противопоказан. А их саморазряд должен быть ниже в несколько раз.

Но есть ли смысл устанавливать навороченную батарею на автомобили без «старт-стопов»и мощных аудиосистем? Мы проверили то, что редко проверяют: как долго новенькие батареи разных типов и ценовых категорий смогут выдавать одинаковые токи нагрузки. Заодно определим реальную емкость, которая сильно зависит от величины выдаваемого батареями тока. И выясним, всегда ли дорогая батарея способна заменить простушку, или же вообще не стóит гнаться за ценой.

Для необычного эксперимента мы приобрели пять батарей с максимально близкими габаритами и заявленными ампер-часами. Простейший тип представляет тюменская Tyumen 6СТ‑70L, полностью необслуживаемые — Medalist SMF 57412; EFB- и AGM-аккумуляторы представляют соответственно Moll EFB 82070 и Monbat AGM 570 901 076, а самый редкий вариант, то есть AGM TPPL, — это Odyssey 34/78 PC1500. Краткие характеристики всех участников приведены в таблице.

Советуем прочитать эти статьи:

СЛОВАРЬ АКБ нового поколения:

AGM (Absorbent Glass Mat) — абсорбирующее стекловолокно.

VRLA (Valve Regulated Lead Acid) — клапанно-регулируемые свинцово‑кислотные конструкции с AGM-сепараторами.

TPPL (Thin Plate Pure Lead) — еще одна модификация AGM-батарей: решетки изготовлены из чистого свинца без примеси кальция.

EFB (Enhanced Flooded Battery) — улучшенная батарея с жидким электролитом.

Исходные характеристики АКБ пяти типов

В сравнении участвовали: Medalist SMF 57412, Moll EFB 82070, Monbat AGM 570 901 076, Odyssey 34/78 PC1500, Tyumen 6СТ-70L.

Читайте также  Как определить, из-за чего дымит двигатель: маслосъемные колпачки, кольца, вентиляция картера или турбина - Автоблоги - медиаплатформа МирТесен

* Включая высоту выводов.

Ресурс, разрядка и методика испытаний АКБ нового поколения

Нас часто просят определять в экспертизах ресурс батарей. А нужно ли? Ведь средние цифры известны (см. выше). Ждать результатов реальных испытаний бессмысленно — к их окончанию рыночный ассортимент аккумуляторов полностью обновится. И ускоренные тесты носят лишь оценочный характер. Например, АКБ из прошлогодних испытаний эксперты гоняют до сих пор, проверяя разные методики их ускоренного старения. И уже год все батареи ведут себя приблизительно одинаково.

Для определения реальных возможностей батарей пойдем другим путем. Многие ошибочно связывают ресурс батарей с величиной их саморазряда — внутри одного семейства эти величины сравнимы. У обычных батарей саморазряд составляет примерно 5 % в месяц, а у AGM-аккумуляторов — около 2 %. Но у любой из батарей токи утечки всё равно гораздо меньше, чем реальное потребление у припаркованной машины, доходящее порой до 0,1 А. Вот и проверим, как долго различные АКБ смогут снабжать потребителей запасенной энергией.

При этом расставлять по местам не станем — просто проведем сравнительные испытания батарей разных ценовых и технологических категорий. Кстати широкий выбор АКБ с бесплатной доставкой предлагают ребята в спб — https://www.koleso-russia.ru/catalog/batteries/.

Советуем прочитать эти статьи:

Разряд аккумуляторов мы фиксировали в трех режимах, перечисленных ниже.

НА ПАРКОВКЕ. Нагрузка 150 Ом, ток потребления около 80 мА — примерно так разряжает батарею современный припаркованный автомобиль с включенной сигнализацией. Аккумуляторы зарядили под завязку, причем у всех «завязка» оказалась разной. Затем каждую батарею нагрузили эталонным балластным резистором и ежедневно фиксировали снижение уровня напряжения. Критическая отметка, соответствующая полному разряду, составила 10,5 В.

РЕЗЕРВ. Это испытание мы проводим во всех экспертизах, когда определяем резервную емкость тестируемых аккумуляторов. Оно имитирует режим работы батареи на автомобиле с неисправным генератором в холодную слякотную погоду — работают фары, дворники, обогрев, вентилятор. Ток потребления при этом обычно принимается равным 25 А. Полностью заряженные батареи мы нагрузили сопротивлением 0,5 Ом. Напряжение на клеммах фиксировали каждые пять минут.

«САМЫЙ ПОЛНЫЙ». Самое тяжелое и самое короткое испытание в нашем тесте. Зарядив батареи, мы сымитировали максимальную нагрузку, когда пользователь подключил всё: обогревы стекол, зеркал, сидений, мощную «музыку», светотехнику. Нагрузка — 0,2 Ом: ток при этом составляет 60 А. Каждые пять минут проверяли напряжение на клеммах.

Фрагмент испытаний АКБ при токе потребления 80 мА. Величина нагрузочного резистора — 150 Ом

Итог испытаний АКБ нового поколения

Перед началом любых испытаний всегда прикидываешь возможности участников. Недорогая тюменская батарея с дедовскими пробками и жидким электролитом вряд ли сможет соперничать на равных с дорогущим Одиссеем, внутри которого должен присутствовать очень чистый свинец. С другой стороны — а почему бы и нет? Мы же не заставляем ее работать в режиме «старт-стоп» или вообще вверх ногами! А выдавать требуемые токи ­обязаны все, независимо от цены и тех­нологий.

Чудеса начались довольно быстро. При нагрузке 80 мА Odyssey, у которого исходное напряжение разомкнутой цепи было выше, чем у других, начал скисать на десятые сутки, фактически оказавшись в общей группе. Через три с небольшим недели он уже плелся в хвосте, а на 36‑е сутки испытаний гигант электрической мысли рухнул как подкошенный — аж до 5,6 В!

На следующие сутки сдался Moll. К этому моменту было очевидно, что победит Medalist: он сохранял самое высокое напряжение на выводах. Однако произошло неожиданное — с 11,46 В он лихо скатился до 5,65 В и также прекратил сопротивление. На 42‑е сутки иссяк Monbat, а вечером того же дня критической отметки «10,5 В» достигла и полностью разрядившаяся тюменская батарея. Ситуация с ног на голову: «плебейка» оказалась лучшей, а «гранд» — последним.

Следующий ток нагрузки — 25 А. На 96‑й минуте сдался Monbat AGM, еще через минуту закончились кулоны у Moll EFB. А победила… опять тюменская «бесприданница», продержавшаяся аж 125 минут! Odyssey на сей раз выглядел хорошо, но всё равно проиграл победительнице 9 минут.

При нагрузке 60 А — а это уже серьезные токи! — первым выбыл из игры опять-таки Monbat. Вот тебе и AGM. На 33‑й минуте цифры на контрольном вольтметре быстро замелькали, покатившись вниз: заряда больше нет. Через минуту за ним последовал Moll с технологией EFB. Третьим спасовал Medalist, а серебро получил-таки Odyssey, который уступил пару минут всё той же «сибирячке» Tyumen.

Советуем прочитать эти статьи:

Таким образом, самая дешевая и самая «непородистая» сибирская батарея фактически выиграла «в одну калитку», победив во всех состязаниях. Но мы изначально договорились, что победителей определять не станем. Важен факт: ценники и титулы могут быть бесполезны при решении простых задач.

Источник:
http://mir-auto24.ru/stoit-li-pereplachivat-za-prodvinutye-akb-efb-agm-agm-tppl/

Экспертиза АКБ — дорогие против дешевых. Результат нас удивил!

Во всех предыдущих экспертизах, начиная с 2004 года, мы сравнивали батареи, изготовленные по одной технологии. Чаще всего это были обычные свинцово-кислотные аккумуляторы с жидким электролитом. Однако на рынке появились изделия с различной «генетикой», которая должна придавать им особые черты. Так, помимо обслуживаемых и полностью необслуживаемых батарей (читай: с доступными пробками и вообще без таковых) можно приобрести AGM-аккумуляторы (с абсорбирующим стекловолокном); EFB-аккумуляторы (дешевая альтернатива AGM, отличаются от обычных разве что конструкцией сепаратора); а также пока редкие аккумуляторы AGM TPPL (еще одна модификация AGM-батарей — с решетками из чистого свинца без примеси кальция). Итого — пять типов.

Преимущества более продвинутых батарей хорошо известны. Например, удельная энергоемкость простых аккумуляторов составляет 30–40 Вт·ч/кг, сделанных по технологии AGM — 40–45 Вт·ч/кг, а по технологии AGM TPPL — до 50 Вт·ч/кг. Ожидаемый срок службы этих батарей составляет соответственно четыре-пять, пять-шесть и от восьми до двенадцати лет. Продвинутые батареи могут работать в режиме «старт-стоп», который простым изделиям противопоказан. А их саморазряд должен быть ниже в несколько раз.

Но есть ли смысл устанавливать навороченную батарею на автомобили без «старт-стопов» и мощных аудиосистем? Мы проверили то, что редко проверяют: как долго новенькие батареи разных типов и ценовых категорий смогут выдавать одинаковые токи нагрузки. Заодно определим реальную емкость, которая сильно зависит от величины выдаваемого батареями тока. И выясним, всегда ли дорогая батарея способна заменить простушку, или же вообще не стóит гнаться за ценой.

Для необычного эксперимента мы приобрели пять батарей с максимально близкими габаритами и заявленными ампер-часами. Простейший тип представляет тюменская Tyumen 6СТ‑70L, полностью необслуживаемые — Medalist SMF 57412; EFB- и AGM-аккумуляторы представляют соответственно Moll EFB 82070 и Monbat AGM 570 901 076, а самый редкий вариант, то есть AGM TPPL, — это Odyssey 34/78 PC1500. Краткие характеристики всех участников приведены в таблице.

НАШ СЛОВАРЬ:

AGM (Absorbent Glass Mat) — абсорбирующее стекловолокно.
VRLA (Valve Regulated Lead Acid) — клапанно-регулируемые свинцово‑кислотные конструкции с AGM-сепараторами.
TPPL (Thin Plate Pure Lead) — еще одна модификация AGM-батарей: решетки изготовлены из чистого свинца без примеси кальция.
EFB (Enhanced Flooded Battery) — улучшенная батарея с жидким электролитом.

Исходные характеристики батарей пяти типов

полностью
необслуживаемая, EFB

Заявленная
емкость (заряд)

Заявленная
резервная емкость

278 × 175 × 190 мм

278 × 175 × 190 мм

278 × 175 × 190 мм

Примерная
розничная цена

полностью
необслуживаемая, AGM TPPL

Заявленная
емкость (заряд)

Заявленная
резервная емкость

275,6 × 179,8 × 200,2* мм

278 × 175 × 190 мм

Примерная
розничная цена

Ресурс, разрядка и методика испытаний

Нас часто просят определять в экспертизах ресурс батарей. А нужно ли? Ведь средние цифры известны (см. выше). Ждать результатов реальных испытаний бессмысленно — к их окончанию рыночный ассортимент аккумуляторов полностью обновится. И ускоренные тесты носят лишь оценочный характер. Например, АКБ из прошлогодних испытаний эксперты гоняют до сих пор, проверяя разные методики их ускоренного старения. И уже год все батареи ведут себя приблизительно одинаково.

Для определения реальных возможностей батарей пойдем другим путем. Многие ошибочно связывают ресурс батарей с величиной их саморазряда — внутри одного семейства эти величины сравнимы. У обычных батарей саморазряд составляет примерно 5 % в месяц, а у AGM-аккумуляторов — около 2 %. Но у любой из батарей токи утечки всё равно гораздо меньше, чем реальное потребление у припаркованной машины, доходящее порой до 0,1 А. Вот и проверим, как долго различные АКБ смогут снабжать потребителей запасенной энергией.

Читайте также  Боковой порез шины: можно ли ездить после ремонта

При этом расставлять по местам не станем — просто проведем сравнительные испытания батарей разных ценовых и технологических категорий.

Разряд аккумуляторов мы фиксировали в трех режимах, перечисленных ниже.

  • НА ПАРКОВКЕ. Нагрузка 150 Ом, ток потребления около 80 мА — примерно так разряжает батарею современный припаркованный автомобиль с включенной сигнализацией. Аккумуляторы зарядили под завязку, причем у всех «завязка» оказалась разной. Затем каждую батарею нагрузили эталонным балластным резистором и ежедневно фиксировали снижение уровня напряжения. Критическая отметка, соответствующая полному разряду, составила 10,5 В.
  • РЕЗЕРВ. Это испытание мы проводим во всех экспертизах, когда определяем резервную емкость тестируемых аккумуляторов. Оно имитирует режим работы батареи на автомобиле с неисправным генератором в холодную слякотную погоду — работают фары, дворники, обогрев, вентилятор. Ток потребления при этом обычно принимается равным 25 А. Полностью заряженные батареи мы нагрузили сопротивлением 0,5 Ом. Напряжение на клеммах фиксировали каждые пять минут.
  • «САМЫЙ ПОЛНЫЙ». Самое тяжелое и самое короткое испытание в нашем тесте. Зарядив батареи, мы сымитировали максимальную нагрузку, когда пользователь подключил всё: обогревы стекол, зеркал, сидений, мощную «музыку», светотехнику. Нагрузка — 0,2 Ом: ток при этом составляет 60 А. Каждые пять минут проверяли напряжение на клеммах.

И что получилось?

Перед началом любых испытаний всегда прикидываешь возможности участников. Недорогая тюменская батарея с дедовскими пробками и жидким электролитом вряд ли сможет соперничать на равных с дорогущим Одиссеем, внутри которого должен присутствовать очень чистый свинец. С другой стороны — а почему бы и нет? Мы же не заставляем ее работать в режиме «старт-стоп» или вообще вверх ногами! А выдавать требуемые токи ­обязаны все, независимо от цены и тех­нологий.

Чудеса начались довольно быстро. При нагрузке 80 мА Odyssey, у которого исходное напряжение разомкнутой цепи было выше, чем у других, начал скисать на десятые сутки, фактически оказавшись в общей группе. Через три с небольшим недели он уже плелся в хвосте, а на 36‑е сутки испытаний гигант электрической мысли рухнул как подкошенный — аж до 5,6 В!

На следующие сутки сдался Moll. К этому моменту было очевидно, что победит Medalist: он сохранял самое высокое напряжение на выводах. Однако произошло неожиданное — с 11,46 В он лихо скатился до 5,65 В и также прекратил сопротивление. На 42‑е сутки иссяк Monbat, а вечером того же дня критической отметки «10,5 В» достигла и полностью разрядившаяся тюменская батарея. Ситуация с ног на голову: «плебейка» оказалась лучшей, а «гранд» — последним.

Следующий ток нагрузки — 25 А. На 96‑й минуте сдался Monbat AGM, еще через минуту закончились кулоны у Moll EFB. А победила… опять тюменская «бесприданница», продержавшаяся аж 125 минут! Odyssey на сей раз выглядел хорошо, но всё равно проиграл победительнице 9 минут.

При нагрузке 60 А — а это уже серьезные токи! — первым выбыл из игры опять-таки Monbat. Вот тебе и AGM. На 33‑й минуте цифры на контрольном вольтметре быстро замелькали, покатившись вниз: заряда больше нет. Через минуту за ним последовал Moll с технологией EFB. Третьим спасовал Medalist, а серебро получил-таки Odyssey, который уступил пару минут всё той же «сибирячке» Tyumen.

Таким образом, самая дешевая и самая «непородистая» сибирская батарея фактически выиграла «в одну калитку», победив во всех состязаниях. Но мы изначально договорились, что победителей определять не станем. Важен факт: ценники и титулы могут быть бесполезны при решении простых задач.

Источник:
http://www.zr.ru/content/articles/920055-ehkspertiza-akkumulyatorov/

EFB аккумуляторы: особенности, модели, сферы применения и отличия

EFB-аккумуляторы — улучшенная заливная батарея, разработанная по новым технологиям, имеет продолжительный срок службы и надежна в эксплуатации.

Что такое EFB-аккумулятор?

Аккумуляторы по технологии EFB имеют следующее улучшенное строение:

  1. Ионопроницаемый сепаратор конвертного типа.
  2. Между сепаратором и пластиной расположена полиэстеровая сетка, которая удерживает активную массу внутри, что обеспечивает высокий уровень заряда.
  3. Для удерживания свинцовых пластин в правильном положении на сепаратор приклеено стекловолокно.
  4. Каждая пластина размещена в микроволоконном конверте, который заполнен жидким электролитом. Это защищает от преждевременной сульфатации и предотвращает возникновение токов короткого замыкания.
  5. Увеличена толщина пластин и емкость, в результате чего требуется меньше времени для зарядки.
  6. Смешивающий элемент.
  7. Дополнительная стабилизационная защита от вибрационных нагрузок.
  8. Крышка-лабиринт.
  9. Улучшена стойкость к полному разряду и показатели пускового тока за счет сниженного объема электролита.

Сферы применения

Развитие автомобильной промышленности и оснащение автомобилей системой «старт-стоп» привело к необходимости производства ЕФБ-аккумулятора, который обеспечивает требуемый заряд в момент запуска машины.

Также батареи применяются в электромобилях, катерах.

Преимущества и недостатки использования

К преимуществам относятся:

  • увеличенные свинцовые пластины;
  • защита пластин с помощью специального конверта;
  • быстрая зарядка;
  • длительный срок службы;
  • вибростойкость;
  • наличие воронок, в которых перемешивается электролит;
  • продуктивная работа при высоких температурах;
  • безопасность применения за счет отсутствия испарения электролита;
  • улучшенные показатели тока холодной прокрутки, благодаря чему обеспечивается работа при низкой температуре.

К недостаткам относятся:

  • EFB-аккумуляторы несовместимы с двигателями с системой рекуперации кинетической энергии торможения;
  • мощность меньше, чем у AGM-батарей;
  • стоимость выше в сравнении с другими АКБ.

Обзор отечественных и зарубежных моделей EFB-аккумуляторов

Впервые EFB-батареи были произведены в Европе и использовались на передовых европейских автомобилях. Батареи российского производства изготавливаются с учетом климатических условий. Такие батареи обеспечивают бесперебойную работу в условиях русской зимы.

Разновидности европейских EFB АКБ

  1. TAB Magik производится в Словении. Продаются батареи для грузовых и легковых автомобилей.
  2. Varta выпускает серию Blue Dinamik Start-Stop. В нее входят батареи емкостью от 60 до 95 а/ч. Преимуществом этой марки считается технология PowerFrame. Выпускаются модели для грузовых автомобилей, автобусов, специального транспорта.
  3. Exide — американская компания выпускает линию улучшенных EFB АКБ. Производители усовершенствовали технологию производства свинцовых сплавов, разработали оригинальные добавки. Емкость моделей составляет от 60 до 80 а/ч.
  4. Bosch выпускает линейку S5 EFB. Емкость АКБ составляет 60-80 а/ч. Используют «серебряную» технологию производства.
  5. Mutlu — производит большую линейку АКБ. В нее входят разные по емкости и полярности модели в корпусе европейского и азиатского стандарта.
  6. Topla- емкость батарей составляет от 60 до 90 а/ч. Преимуществом марки считается MFW-флис на положительных электродах. За счет него предотвращается осыпание обмазки и увеличивается срок использования. На корпусе находится встроенный индикатор для наблюдения за состоянием батареи. Имеется пламягаситель. Обеспечена защита от переворачивания.
  7. Autopart — производит батареи для автомобилей с наличием потребителей энергии. В производстве используется угольная добавка к электродам. Увеличен срок службы. Имеет противовзрывные вкладыши. Отсутствуют сбои в работе при морозе и в жаркую погоду.
  8. Yuasa — аккумулятор рассчитан на 270000 стартов. Производители улучшили прием заряда. Конструкция обеспечивает использование в подкапотном пространстве и в знойную погоду.
  9. Deta — немецкая компания производит АКБ емкостью 65-80 а/ч, пусковой ток 650 ампер.

Российские модели

Аком первым в России начал изготовление efb батарей под маркой Ultimatum. Акб имеют емкость от 60 до 100 А/ч.

Продукция отличается надежностью, обеспечивает бесперебойную работу в разных погодных условиях. Диапазон температур составляет -40…+50°С.

Особенности зарядки EFB-аккумуляторов

При зарядке АКБ требуется соблюдать рекомендации производителя.

  1. Использовать исправное зарядное устройство.
  2. Вести наблюдение за процессом зарядки.
  3. Температура электролита должна быть не более 50°С.
  4. Батарея считается заряженной, если сила тока и напряжение не изменяются.
  5. Запрещено заряжать в ускоренном режиме.
  6. Запрещено открывать пробки.

Отличие EFB- и AGM-аккумуляторов

Между этими 2 технологиями имеются следующие отличия:

  1. У EFB-батарей пластины завернуты плотнее.
  2. Толщина пластин больше.
  3. Стоимость меньше.

Источник:
http://3batareiki.ru/akkumulyatory/efb-akkumulyatory-osobennosti-modeli-sfery-primeneniya-i-otlichiya