Сравниваем вязкости 5W-20 и 5W-30, находим в чем отличия

Сравниваем вязкости 5W-20 и 5W-30, находим в чем отличия

Сегодня обсудим разницу между маслами с SAE 5W-20 и 5W-30 – есть ли между ними разница и если есть, то какая, какое из масел лучше. В общем, все наболевшие вопросы от автомобилистов.

Чем отличается 5W-20 от 5W-30

5W-20 – это менее вязкое масло, то есть оно создает меньшее трение во время работы, разгружает детали, за счет чего является более экономным – уменьшает расход топлива, правда, незначительно. Такое масло проще прокачивать маслонасосу, но если оно не подходит к вашему автомобилю по допускам, может возникнуть масляное голодание, вязкости маслянной пленки хватать не будет. Для использования зимой подойдут оба варианта, старт на холодную будет одинаковым, но как только температура поднимется к 90-100 градусам — возникнет проблема с высокотемпературной вязкостью. То есть низкотемпературные показатели у масел примерно одинаковы, а высокотемпературные отличаются.

В целом разница между маслами не очень большая, они оба обладают высокой текучестью. Но выбирать нужно обязательно по рекомендации производителя двигателя, а не по собственным предпочтениям. Низкая вязкость 5W-20 может нанести вред двигателю, если оно не рекомендовано производителем, масляная пленка создается очень тонкая и может разрываться в городском режиме движения. 5w-20 чаще всего используется в современных двигателях японских машин, все зазоры ЦПГ и маслянные каналы расчитаны на эту вязкость.

Кстати, чем меньше перепад цифр между первой цифрой до W и второй после, тем более высокий интервал замены. Поэтому все производители и стараются переходить на такие вязкости, чтобы экономить топливо, больше интервал замены — меньше отработки, меньше вреда для окружающей среды.

Хорошо видна разница между обсуждаемыми SAE на примере одной торговой марки, к примеру, Shell Helix Ultra. Разница в показателях:

5W-20 или 5W-30 – что лучше

В данном вопросе нет такого понятия – лучше или хуже, зависит от множества факторов: торговой марки масла, имеющихся допусков и т.д. Также выбирать нужно исходя из рекомендаций производителя двигателя, если допускается использование 5W-20, и оно подходит по климату региона, где эксплуатируется авто, то можно залить его ради экономии топлива. Но стоит помнить, что это масло не для жаркого климата.

Если автомобиль «подъедает» масло, то лучше использовать 5W-30, опять же, при наличии рекомендации для такой вязкости от производителя мотора, но при этом понимать, что повышение вязкости используемого масла решит проблему только на время, необходимо проверить мотор и найти причину повышенного расхода.

Что касается использования зимой, то оба этих масла «зимние», то есть могут использоваться в любой сезон, но подходят для низких и очень низких температур. При выборе нужно руководствоваться не только указанным SAE, но и техническими характеристиками. К примеру, указанные чуть выше масла имеют такую температуру застывания: SHELL Helix Ultra 5W-20 -36 градусов, 5W-30 -52, хотя разницы между ними быть не должно, а она есть и значительная.

Также при выборе обращаем внимание на показатель динамической вязкости имитации холодной прокрутки ССS – чем ниже показатель, тем легче стартеру прокручивать холодный двигатель. Если характеристика у самого верхнего предела, который для 5W составляет 6500, запаса не будет, заводить двигатель уже при -30 будет довольно рисковано, и дальше по нарастающей – чем ниже показатель от передела, тем больше будет этот запас, двигатель быстро и безопасно запустится.

Можно ли смешивать 5W-20 и 5W-30

В теории да, но следует учитывать, что вязкость станет средней между этими значениями, то есть 5W-25, в зависимости от пропорций. Если уж решились на смешивание, лучше использовать продукцию одного производителя, и вообще не злоупотреблять такими вещами, а использовать одно и то же масло и на долив и на замену.

Источник:
http://maslo.expert/vyazkost/sravnivaem-vjazkosti-5w-20-i-5w-30.html

Моторное масло — 5w-30 или 5w-20

Замена масла – очень важная процедура. В большинстве случаев автомобилисты используют марки 5W-30 и 5W-20, поскольку они одинаково эффективны при высоких и низких температурах.

Качественное масло – главное условие для обеспечения работоспособности автомобиля. Причина популярности марок 5W-30 и 5W-20 в том, что они могут использоваться в самых разных двигателях. Как правило, они не вызывают нареканий при эксплуатации в любых температурных условиях, но 5W-20 адаптировано в большей степени для холодного климата, а 5W-30 – для жаркого. Впрочем, в большинстве случаев температура окружающего воздуха никак не влияет на их характеристики.

Различия между 5W-30 и 5W-20

Отличаются они друг от друга прежде всего тем, что 5W-20 менее вязкое (или густое). Благодаря этому оно создает меньше трения в процессе работы двигателя и снижает нагрузку на коленчатый вал, клапаны и поршни. В результате расход топлива может немного уменьшиться.

Пониженная вязкость масла 5W-20 упрощает работу маслонасоса, который перекачивает его из маслосборника к узлам двигателя. Именно поэтому 5W-20 предпочтительнее для мест с холодным климатом – оно существенно облегчает запуск. 5W-30 применяют в условиях жаркого климата, поскольку жидкое масло имеет свойство разлагаться под действием высоких температур. Вязкость 5W-30 выше, чем 5W-20, и оно обеспечит в этой ситуации более надежную защиту деталей двигателя.

Одновязкостное (сезонное) масло против многовязкостного (всесезонного)

Всесезонное масло, созданное для работы при широком диапазоне температур, является оптимальным вариантом. Сезонные масла прошлых лет обеспечивали защиту двигателя либо при высокой, либо при низкой температуре. В основном все зависело от их удельного веса или нижнего предела температуры эксплуатации. 5W-30 чаще всего использовали осенью и зимой, а 10W-30 – весной и летом.

С другой стороны, всесезонное масло содержит специальные добавки, улучшающие вязкость. С долей иронии их называют именно так: «улучшители вязкости». При нагревании масла они расширяются, поддерживая его густоту на должном уровне, несмотря на жаркую погоду. При охлаждении масла они уменьшаются в объеме, и вязкость масла снижается, что обеспечивает нормальную работу мотора в холодное время года.

Как присадки к маслу очищают и защищают двигатель?

Производители автомобильных масел используют присадки для улучшения качества смазки. Помимо того, они выполняют задачи очистки двигателя от различных отложений, замедления процесса коррозии и ржавления и предотвращения окисления и разложения масла под воздействием высокой температуры.

Какое масло следует использовать?

Выбирая масло для своего автомобиля, не забудьте о следующем. Марки 5W-30 и 5W-20 на самом деле обеспечивают практически одинаковую защиту двигателя, но они немного отличаются друг от друга в плане вязкости. 5W-30 – более густое масло, и ему нужно отдать предпочтение, если автомобиль будет работать при повышенной температуре окружающей среды, а 5W-20 обеспечит надежную защиту мотора в более прохладную погоду и поможет в какой-то степени сэкономить горючее.

Эксплуатационная гибкость в данном случае означает, что масла 5W-30 и 5W-20 одинаково хорошо работают независимо от погоды и времени года.

Какое масло лучшие лить в Тоета камри 2.4 167л.с с МТ пробег 145000км какой маркировки 5-20. 5-30. 5-40. Родное тоетовское или к примеру мотюл или аккору

Олег, какое именно лить — рекомендую отталкиваться от наличия. В первую очередь особое внимание уделить подлинности маслу, о популярности подделок полагаю наслышаны. На Вашем месте выбрал бы 5W-30, но я не на Вашем месте, поэтому принятие решения все же за Вами. Возможно Вам станет полезной информация из статьи о маслах для Камри 40:

Читайте также  LED в сравнении с Xenon: плюсы и минусы

Источник:
http://www.bimmerfest.ru/5w-20-vs-5w-30/

5w20 или 5w30 в чем разница? | Моторное масло 5w20 или 5w30, что лучше?

Попытка выяснить разницу между моторным маслом 5w20 и 5w30 ? Есть ряд автомобильных форумов, которые начали пускать слухи о качестве моторного масла 5w20. Возможно, вы уже обнаружили эти смешные темы.

Моторное масло 5w30 — синтетическое моторное с вязкостью 5 при низких температурах и 30 при более высоких температурах, обычно 100 градусов Цельсия.

Моторное масло 10w40 — синтетическое моторное с вязкостью 10 при низких температурах и 40 при более высоких температурах, обычно 100 градусов Цельсия.

Если вы ищете настоящую информацию о том, какое лучше всего подходит для вашего автомобиля, 5w20 против 5w30, вы находитесь в нужном месте. В этой статье мы сломаем стереотипы о том, что означают цифры на бутылке масла, независимо от того, улучшит ли расход топлива и какой из них лучше всего подходит для вашего автомобиля.

5w20 против 5w30: что означают цифры?

Моторное масло классифицируется по его вязкости. Проще говоря, она измеряет сопротивление масла течению. Или вы можете думать о вязкости как о толщине масла. Чем больше число на бутылке, тем толще оно. Например, меласса имеет высокую вязкость, а вода имеет очень низкую. При сравнении различных марок моторного масла полезно знать, что означает каждый из чисел на бутылке.

Начнем с 5w30, поскольку это самый распространенный сорт масла.

Сегодня большинство масел, доступных в вашем местном магазине автозапчастей, являются всесезонными формулами. Это означает, что их вязкость предназначена для изменения в зависимости от температуры. Первое число, 5W, представляет собой показатель вязкости по холодной погоде масла при 0 градусов Цельсия, при этом «W» стоит на зиму. Когда мы начинаем заводить нашу машину в холодный зимний день, мы хотим, чтобы оно было очень тонким (минимальной вязкости), чтобы мгновенно смазывало внутренние детали. Однако по мере того, как начинаем движение, и наш двигатель достигает нормальной рабочей температуры, мы желаем, чтобы масло сгустилось для лучшей защитить наш двигатель.

Основываясь на том, что я сказал вам о вязкости до сих пор, я уверен, вы можете начать угадывать разницу между 5w20 и 5w30. Если вы предположили, что 5w30 толще(вязкость выше), чем 5w20 при нормальной рабочей температуре, вы будете правы.

Итак, почему некоторые производители автомобилей рекомендуют масло с более низкой вязкостью, например, 5w20, а не 5w30?

5w20 против 5w30: какой из них обеспечивает лучший пробег?

Масло с более низкой вязкостью, такое как 5w20, обеспечит более тонкий барьер защиты при нормальной рабочей температуре вашего двигателя. Поскольку между движущимися частями двигателя меньше масла, он будет обеспечивать меньшее трение и, следовательно, лучшую производительность. Эта улучшенная производительность, вызванная использованием масла с малой вязкостью, обычно повышает эффективность использования топлива. Вы можете не заметить огромный скачок в вашем MPG (расход топлива на 100 км), но будет небольшое улучшение.

Многие автомобильные форумы любят думать, что улучшенная топливная экономичность стоит дорого. На самом деле многие говорят, что использование 5w20 вместо 5w30 может привести к повреждению вашего двигателя, что приведет к сокращению срока службы двигателя. Да, масло с более низкой вязкостью, например, 5w20, обеспечит меньшую защиту, чем 5w30, в нормальных условиях эксплуатации. Однако с более низкой вязкостью лучше в районах страны с более низкой средней температурой и ниже условий замерзания.

Если вы все еще пытаетесь решить вопрос выбора между 5w20 и 5w30 для вашего автомобиля, я рекомендую вам сначала ознакомиться с руководством вашего производителя автомобиля. Это поможет поддерживать работу вашего двигателя на долгие годы и избежать дорогостоящего ремонта. Как я попытался проиллюстрировать в этой статье, существует лишь небольшая разница между двумя вязкостями моторного масла.

5w30 на сегодняшний день является наиболее распространенным на рынке. Тем не менее, версия с низкой вязкостью, 5w20, также рекомендуется многими производителями автомобилей. 5w20 может обеспечить лучшую защиту в климате с более низкой температурой, поскольку более низкая вязкость улучшит движение масла в условиях замораживания.

Источник:
http://promotornoemaslo.ru/pro-motornoe-maslo/5w20-ili-5w30-v-chem-raznitsa/

Hyundai клуб Украина

Моторное масло 5w20 или 5w30?

Fearless 20 Фев 2014

В книге написано, что желательно лить Моторное масло 5w20, но если такого моторного масла в нашем регионе нет, то можно и 5w30. Подскажите, кто то пробовал и существенная ли разница?

alabay 20 Фев 2014

Ну у меня на крышке 0W20 написано, лью 0W40 американский мобил
Главное, чтобы моторное масло хорошее было, кто мешает лить оригинальное от хюндай?

Fearless 20 Фев 2014

Ну у меня на крышке 0W20 написано, лью 0W40 американский мобил
Главное, чтобы моторное масло хорошее было, кто мешает лить оригинальное от хюндай?

Ну согласен, чтобы хорошее, но чего Вы льете не рекомендуемое? Оно лучше?

Cosmos 20 Фев 2014

Масло различается только диапазоном рабочих температур.

На крышке могут писать рекомендуемое для региона, но если машина делалась для Африки/Азии — то там одно масло, если для глубокого севера — то другое моторное масло, а для нашей климатической зоны — 5W40 (0W40) самое оно.

alabay 20 Фев 2014

victor 20 Фев 2014

Я лью моторное масло 5w20 оригинал — 05100-00451- как доктор прописал, движок довольный, да и я к нему не в претензии.

Масло различается только диапазоном рабочих температур.

Редактировалось: Pro100User, 21 Апрель 2015, 11:56.

Cosmos 20 Фев 2014

victor , я написал по простому, чтобы не цитировать большую статью.

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

Скажу проще: 0в40 более всесезонная с более широким диапазоном рабочих температур чем 0в20 или 0в30. Т.е. не теряет вязкость дольше.

alabay 20 Фев 2014

Cosmos ,а в пиндосии льют 20 или максимум 30)))

victor 20 Фев 2014

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

Fearless 20 Фев 2014

В таблице не указано 0w40, там есть 20w50, 10w30,15w40,5w20, 5w30.

Ну вопрос собственно в чем? 5w20 примерно раза в два дороже 5w30, стоит ли переплачивать эти деньги? или кататься на 5w30 и ничего не выдумывать?

Cosmos 20 Фев 2014

катайся и не выдумывай

Главное если машина бензиновая — лить и масло для бензомоторов, а если дизельная — то для дизелей. Синтетику. Дальше пофиг Машине будет хорошо.

я лил первые 5 лет (100 тыс км) — 0в40. Сейчас перешел на 5в40. Только Мобил. Все отлично.

Fearless 20 Фев 2014

катайся и не выдумывай

Главное если машина бензиновая — лить и масло для бензомоторов, а если дизельная — то для дизелей. Синтетику. Дальше пофиг Машине будет хорошо.

я лил первые 5 лет (100 тыс км) — 0в40. Сейчас перешел на 5в40. Только Мобил. Все отлично.

Ну вот просто меня заитриговал вопрос по поводу экономии топлива, а так и думал, что не выдумывать)

victor 20 Фев 2014

Из опыта боёв — топливо лучше экономится правой ногой, чем выбором масла.

Читайте также  Герметик для фар автомобиля - как разобрать, посадить стекло и убрать герметик

Cosmos 20 Фев 2014

Из опыта боёв — топливо лучше экономится правой ногой, чем выбором масла.

Fearless 20 Фев 2014

Из опыта боёв — топливо лучше экономится правой ногой, чем выбором масла.

Pro100 20 Фев 2014

Самое подходящее для современных 16-клапанных двигателей в наших условиях является моторное масло 5W-30. При этом не противопоказано ни 5W-40 — оно дешевле, ни 0W-40 оно дороже.

Cosmos 20 Фев 2014

5w40 дороже, чем 5w30. Например в Мобил. Пусть на копейки, но дороже.

Ссылка скрыта. Для ее просмотра авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на форуме Хюндай клуб Украина!

Pro100 23 Фев 2014

Cosmos , значит у всех по разному. Я же только Shell заливаю, а у них 5w-30 сильно дороже.

КОД 24 Фев 2014

5w40 дороже, чем 5w30
«тире» без него єто чисто зимнее масло 5w-40 5w-30

Arik 6 Мар 2014

Позвольте окончить дискуссию табличкой из родного сервис мануала

Engine oil Oil grade Recommendation 5W-20/GF4&SM If not available, refer to the recommended API classification and SAE viscosity number. Classification API SL, SM or above
ILSAC GF3, GF4 or above Satisfy the requirement of the API classification.

как можем видеть в нашем температурном диапазоне прекрасно будут работать оба варианта масел. Смело лейте 5w30 и не тратьте на чужие выдумки больше денег, главное соблюдайте API

Источник:
http://club-hyundai.com.ua/topic/373-motornoe-maslo-5w20-ili-5w30/

Какое масло для автомобиля лучше 5w20 или 5w30

В процессе вождения автомобиля многие водители задаются вопросом, какое масло будет предпочтительнее для машины по своим свойствам. Главное, чтобы оно не портило внутренности машины, и не нужно было слишком часто его менять. Преимущественно споры сходятся на дилемме между маслами 5w20 и 5w30. У каждой из смазочных жидкостей имеются свои особенности, которые при выборе индивидуально для вашей машины необходимо учитывать.

В чем особенности масла 5w20

Для того чтобы понять, насколько это масло подходит вашей машине, необходимо знать расшифровку буквенно-цифрового значения 5w20. Оно обозначает следующее:

  • Холодный запуск двигателя вашего автомобиля с использованием данного масла может осуществляться при -30 градусах по Цельсию.
  • Максимальная температура, при которой может заводиться двигатель с применением данной смазочной жидкости +20 градусов.
  • Учитывая все факторы, с применением данного машинного масла коэффициент вязкости находится на достаточно низком уровне, а это означает, что трение во внутренних частях автомобиля значительно сокращается.

Однако имеется и отрицательная сторона такого масла, которая может стать довольно серьезной проблемой, если вы живете, например, в мегаполисе. Из-за частого и долгого простоя в пробках при заведенном двигателе вероятность того, что произойдет разрыв масляной пленки, увеличивается.

По сути, масло с кодом 5w20 относится к смазочной жидкости, которую можно использовать в течение любого времени года, так что ее еще можно назвать универсальной. В качестве ее основных преимуществ стоит выделить следующие:

  1. Жидкость защищает мотор на довольно высоком уровне.
  2. Жидкость работает одинаково эффективно, вне зависимости от того, что вы зальете в бак – бензин или же дизель.
  3. Если вы идете на холостом ходу, то жидкость сохраняет все свои положительные свойства.
  4. Благодаря тому, что у смазочной жидкости имеется уникальный состав, данная смазочная жидкость не подвергается испарению.

В чем особенности масла 5w30

Если принимать во внимание масло с кодом 5w30, то оно отличается следующими качествами:

  • Запуск двигателя можно осуществлять даже если за окном -30 градусов, что, впрочем, объединяет это масло с предыдущим видом смазочных жидкостей.
  • Максимальная температура, при которой вы можете запускать двигатель вместе с этим маслом варьируется от 30 до 35 градусов по Цельсию.
  • Консистенция масла более жидкая, поэтому аналогичного эффекта, как от масла 5w20, вы не получите, однако при этом масло выдерживает более высокие температуры, что играет на руку жителям южных регионов страны.

В целом, в отношении других свойств масла, они примерно идентичны друг другу, однако имеются и определенные отличия. Их необходимо принимать во внимание, исходя от средней температуры воздуха в том городе, где вы проживаете и используете машину, а также частоты пользования вашим движимым имуществом.

Какие качества объединяют масла 5w20 ми 5w30

Несмотря на то, что данные виды смазочных жидкостей имеют определенные отличия между собой, можно выделить вполне конкретные сходства в свойствах данных масел:

  • Как один вид масел, так и другой может использоваться водителями в любое время года, поскольку при плавных изменениях температуры воздуха масло свои свойства не потеряет.
  • Несмотря на то, что масло 5w20 имеет более вязкую консистенцию, его наравне со смазочной жидкостью 5w30 также можно отнести к невязким маслам, которые обладают довольно хорошими показателями текучести. Фактически, это означает, что у вас не должно возникнуть проблем с заменой масла.
  • Оба вида масел отлично себя чувствуют и не теряют положительных свойств, если в бак заливается бензин.
  • Если вы решите испытать машину в особо жарких регионах, то ни одна, ни другая смазка вам не подойдут, лучше подобрать те масла, у которых температурный порог будет выше.

В чем различие между маслами 5w20 и 5w30

Если эти масла настолько похожи друг на друга, то казалось бы, какая разница между ними? Не стоит ли считать их взаимозаменяемыми? В действительности, многие автомобилисты так и делают, однако если вы будете более внимательны, то заметите, что между этими видами масел имеются определенные различия:

  1. У смазочной жидкости 5w30 толщина защитной пленки несколько больше, чем у 5w20, поскольку и температурный порог у этого масла на порядок выше, чем у второго.
  2. Немаловажным параметром в выборе масла для автомобиля является ценовой диапазон. Принимая во внимание то, что у 5w20 более вязкая консистенция, то стоимость этой жидкости будет выше, чем у 5w
  3. Довольно много водителей относят данные масла к взаимозаменяемым, однако при окончательном выборе большое внимание необходимо уделить именно температурному режиму. Поэтому по данному параметру со значительным отрывом выигрывает смазочная жидкость 5w30, так как может выдерживать температуру на 10 градусов большую.

Вязкость помогает в процессе использования масла лучше отводить избыток тепла, что избавляет двигатель от перегрева. При окончательном выборе также стоит помнить, что даже небольшое изменение в качественном составе может поменять эксплуатационные свойства масла не в лучшую сторону.

Кто и когда может использовать масла 5w20 и 5w30

Оба вида смазочных жидкостей можно использовать как в летнее время, так и в зимний период. Жидкость 5w20 рекомендуется использовать автомобилистам, которые любят чередовать бензин и дизель, поскольку только это масло может выдержать подобные эксперименты, маслу 5w30 предпочтительнее только бензин. Аналогично, смазочную жидкость 5w20 лучше выбрать для более холодных регионов, например, в поясах с умеренным климатом. Масло 5w30 можно смело использовать в жарких местах, поскольку этот вид смазочной жидкости выдерживает более высокие температуры. Жидкость 5w30 рекомендуется использовать в мегаполисах, поскольку их территория больше, чем в провинциальных городах, следовательно, расход будет чуть больше.

Если подытоживать вкратце, то при использовании данных видов масла мотор в вашем автомобиле будет работать как часы, с довольно высоким КПД, поскольку у обеих жидкостей хороший показатель текучести. Окончательный выбор будет делаться при определении приоритетного температурного режима.

Читайте также  Клей для стекол автомобиля - герметик (праймер) для вклейки лобового автостекла

Источник:
http://vchemraznica.ru/kakoe-maslo-dlya-avtomobilya-luchshe-5w20-ili-5w30/

Как выбрать моторное масло? Советы экспертов

Вязкостно-температурная характеристика моторного масла заметно влияет почти на все основные показатели двигателя. Мощность, момент, экономичность, ресурс — всё это рассчитывается разработчиками мотора под определенную вязкость масла. Ее классифицируют по системе SAE (англ. society of automotive engineers — сообщество автомобильных инженеров). Эта классификация оговаривает максимальную низкотемпературную вязкость, а также диапазон вязкости при 100 ºС. Но чтобы понять, какое масло выбрать, нужно для начала вспомнить, что скрывают «масляные» обозначения.

Обозначения и скрытый смысл

Они весьма условны. Первая цифра говорит о минимальной температуре, на которую рассчитано масло. Если, например, впереди стоит ноль, то проворачивание коленвала гарантируется при температуре до —35 ºС, а прокачиваемость масла — аж до —40 ºС. Точнее говоря, производитель масла ручается, что при указанных температурах вязкость продукта не превысит определенных классификацией SAE значений.

Число после дефиса отвечает за высокие температуры: оно говорит о допустимом диапазоне изменения вязкости масла при 100 ºС. К примеру, для «двадцатки» производитель обещает вилку от 5,6 до 9,3 сСт, а для «сороковки» — от 12,6 до 16,3 сСт. Кроме того, это же число характеризует минимальную вязкость при 150 ºС.

Какая вязкость лучше?

На морозе всё понятно: с чересчур вязким маслом стартер не провернет мотор, а насос не сможет прокачать масло. И чем меньше первое число в обозначении, тем меньше износ двигателя при пуске. На работу прогретого мотора этот параметр не влияет.

При высоких температурах картина сложнее. Казалось бы, чем больше вязкость, тем лучше. Но это не так. Если зальете в мотор обычной легковушки «шестидесятку», вовсе для него не предназначенную, то, скорее всего, не только потеряете мощность, а еще и угробите двигатель. Но почему? Ведь вязкое масло должно лучше защищать детали от износа. Чем выше вязкость, тем толще слой масла в подшипниках и под поршневыми кольцами и, соответственно, ниже интенсивность износа.

Однако есть и другая сторона медали, связанная с низкой теплопроводностью масла. Ведь чем толще масляный слой, тем хуже тепло отводится от поршня, который при этом начинает перегреваться и расширяться. Растет и трение — так и до заклинивания ­недалеко.

Заметим, что второе число «работает» не только при трехзначных температурах, но и во время прогрева двигателя. Чем выше вязкость, тем больше потерь на трение. А вязкость зависит от температуры. Мы проводили исследования на эту тему (ЗР, № 3, 2008). И обнаружили, что при комнатной температуре разница по вязкости между «тридцаткой» и «пятидесяткой» почти двойная. А потому и расход топлива на более вязком масле во время прогрева будет выше.

Теперь главный вопрос: какое масло нужно именно моему мотору? К сожалению, современные исследования показали, что при выборе подходящего масла для определенного двигателя одного лишь соответствия SAE недостаточно. Нужна более точная «настройка», зависящая как от конструкции мотора, так и от условий его эксплуатации и степени износа.

Что будет, если…

А зачем нужны все эти рассуждения, если правильный ответ давно известен? Заливайте исключительно то масло, которое вам рекомендует производитель автомобиля! Но ведь он старается, как правило, угодить максимальному количеству потребителей — вне зависимости от условий эксплуатации машины и ее возраста. К группе качества надо относиться с почтением: сказано SN — значит, ничего из группы SM лить нельзя. А вот с вязкостью в рамках дозволенного можно и поиграть. К примеру, для эксплуатации при низких температурах второе число в обозначении может быть чуть меньше рекомендованного инструкцией — скажем, 30 вместо 40. Это поможет несколько снизить расход топлива, потому что зимой масло прогревается дольше, чем летом, а аппетит при вязком масле будет, естественно, выше.

То же относится к машинам, которые живут в основном в городских условиях. Если мотор чаще работает на умеренных оборотах, то второе число в обозначении масла может быть чуть ниже по сравнению с рекомендованным для автомобиля, который чаще ездит по скоростным магистралям. Причина все в той же взаимосвязи толщины масляной пленки, температуры и трения. Сотрудники профильных лабораторий утверждают, что для каждого мотора и режима его работы существует оптимальная вязкость, снижающая механические потери.

Немножко самодеятельности

Впрочем, один вопрос остается. Насколько отличаются друг от друга рабочие характеристики масел с одинаковой вязкостью, но от разных производителей? Это вопрос, на который без лабораторных исследований ответить невозможно. Но многие автолюбители, особенно в холодных регионах, проводят собственные замеры, сооружая самодельные приборы для сравнительного определения вязкости. Самой наглядной конструкцией нам представляется шариковый вискозиметр. Время падения стального шарика в стеклянной трубке (ди­аметр шарика лишь чуть-чуть меньше ди­аметра трубки), заполненной маслом, косвенно говорит о вязкости продукта. Кстати, подобный принцип использован в профессиональных приборах, например в вискозиметре Гепплера. Мы смастерили такой же. Измерить точно, сколько в масле пуазов или сантистоксов, с его помощью не удастся, зато он позволяет наглядно сопоставить вязкость нескольких масел ­в идентичных условиях.

В какой из трубок стальной шарик быстрее достигнет дна, там вязкость жидкости ниже. И если к вам попадет канистра с маслом от неизвестного производителя, то организовать простейшие испытания будет совсем несложно. Скажем, в одну пробирку заливаем испытанное масло, в другую — новичка, затем помещаем всё это в морозильник (или даже в сугроб), а после выдержки переворачиваем пробирки и следим за плавным опусканием шариков. Где шарик опускается медленнее, там вязкость выше.

Нам игрушка понравилась сразу. Если при комнатной температуре шарики гуляют по трубке довольно шустро, то при минус тридцати (ниже мы не забирались) их подви­жность падает настолько, что сразу хочется пересесть на общественный транспорт: жалко мотор… В любом случае всем любителям поэкспериментировать с неизвестными маслами мы советуем соорудить себе нечто подобное, прежде чем заливать неведомую жидкость в мотор. Наглядность эксперимента гарантирована.

А вот на автомобиле экспериментировать не стоит. В любом случае настоятельно советуем прислушиваться к рекомендациям именно производителя мотора, а не масленщиков. В каких случаях и в каких пределах позволительно несколько отклоняться от них, мы рассказали выше.

Различают динамическую вязкость и кинематическую вязкость. Динамическую измеряют в паскаль-секундах (Па·с), а также в пуазах (1 П = 0,1 Па·с). Она характеризует сопротивление, которое оказывает масло при попытке сдвигать один его слой относительно другого. Фактически это величина, обратная текучести. На практике чаще пользуются кинематической вязкостью, измеряемой в м²/с, стоксах (1 Ст = 10–4 м²/с) или сантистоксах (1 сСт = 10–6 м²/с. Кинематическая вязкость — это отношение ­динамической вязкости к плотности масла.

Источник:
http://www.zr.ru/content/articles/911808-shariki-i-noliki/